Чем опасен лесной пожар для авиации

Для начала, узнаем, что такое лесной пожар. Лесной пожар – это стихийное, неуправляемое распространение огня по лесной территории. Пожары, которые имеют большую площадь, чаще всего возникают в отдаленных и труднодоступных районах нашей страны.  Эти пожары часто образуются от грозовых разрядов. Таежные территории, плотно покрытые лесами, имеют богатый запас горючих материалов, от чего бороться с такой стихией в засушливое время сложно и опасно.

Большая площадь и у весенне-осенних пожаров. Горение травы на лугах и лесных пустырях имеют высокую интенсивность.

По своему определению, лесные пожары делятся на низовые, верховые и почвенные (подземные).

Чем же опасен лесной пожар, кроме самого процесса горения?

Дым

По данным Международной организации гражданской авиации ИКАО, дым был признан неблагоприятным условием для выполнения полетов. Вот определение:

Дым — устойчивая дисперсная система, состоящая из мелких твёрдых частиц, находящихся во взвешенном состоянии в газах.

В зоне задымления резко увеличивается плотность воздуха, что создает болтанку во время полета. У двигателя воздушного судна наступает «кислородное голодание», в результате чего уменьшается тяга (мощность) и есть риск остановки мотора.

Кроме того, дым ограничивает видимость. В зоне сильного задымления, на высоте даже 1000 метров, горизонтальная видимость может снизиться до 100 метров. Для малой авиации полеты ниже нижнего эшелона в таких условиях запрещены. Были случаи, когда из-за лесных пожаров в воздух не подымалась и пассажирские воздушные суда.

Репортаж НТВ от 27.07.2012

В Томске нелетная погода. Вернее, с погодой все в порядке, но только густой дым от лесных пожаров мешает летчикам поднимать самолеты в воздух. Авиасообщение в регионе полностью парализовано. Утром в пятницу пришлось задержать все рейсы.
Табло сообщает пассажирам неутешительные новости: более чем на пять часов задерживается прибытие всех четырех рейсов из Москвы авиакомпаний «ЮТэйр», «Трансаэро», S7 и «Аэрофлота», долго придется ждать прибытия борта «Оренбургских авиалиний» из Сочи.
Представитель томского аэропорта: «У нас смог от лесных пожаров, видимости нет. Мы до 11:00 (08:00 по Москве) не принимаем и не отправляем рейсы. Самолет S7 находится на запасном аэродроме в Кемерове, остальные еще отправились в Томск».

Дымовая завеса
Дымовая завеса

«Огненный шторм»

Верховые пожары, выделяя большое количество теплоты, вызывают восходящие потоки продуктов горения и нагретого воздуха и образуют конвективные (конвекционные) колонки диаметром в несколько сот метров. Их поступательное движение совпадает с направлением продвижения фронта пожара. Пламя в середине колонки может подниматься на высоту до 100–120 метров. Конвективная колонка увеличивает приток воздуха в зону пожара, порождающий ветер, который усиливает горение. Приток воздуха к очагу пожара способен «засосать» воздушное судно — это чревато резкой потерей высоты и неконтролируемым полетом. Кроме того, сила этого явления такова, что на большую высоту, как из жерла вулкана, выбрасывается мелкая горящая древесина (ветки, палки, щепки и т.д.), которая представляет угрозу для ВС и порождает новые лесные пожары на удалении от основного на несколько километров.

Схема конвективной колонки
Схема конвективной колонки

Хочется процитировать слова некоторых пилотов с авиационных форумов:

А  вообще — мы  как-то  раз с  дуру  впёрлись  в  столб  дыма  над  горящей  баней…  Горела  баня вроде  не  сильно.  Вся  сгорела  до  головешек — минут  за  сорок…В  общем  пожар  был  примерно  в  начале  своего  развития… Крыша  только  начинала  загораться…  Дым  шёл метров  до  160 ти… В  этот  столб  дыма  мы  въехали ( на  дельталёте ) на  высоте  —  чуть  меньше  ста  метров… Ну  может — 90…  Оказалось  дым  твёрдый.  По  трапеции  дало  —  мало  не  показалось.
Подбросило  —  как  при  наезде  сходу  на  лежачего  полицейского.  Чуть  язык  не  прикусил…
В  общем  повторить этот  номер  —  не  проси.  Ищи  других  дураков  —  которые  не  пробовали.
Правильно  написано  —  если  валит  дым  —  обходи  стороной  —  подальше.  Зачем  тебе  гемор ?
Дым  и  на  высоте  больше  50  метров -тёплый…  Но  в  пожар  на  борту  я  не  очень  верю…  А  вот  то  что  дым  твёрже  окружающего воздуха  —  это  конкретно  подлое  свойство. 
Столб  дыма — это  термик.  Причём  редкостно  плотный.

Над камышом точно я б не летал, у нас когда сухой камыш на реке горел в конце зимы (а его там дофига было) море угольков на метров 50 высоты в воздухе кружили, днём не видно, а когда стемнело как огромный рой светлячков. И долго там висит зараза 

Много приходилось летать над лесными пожарами (Ан-2). Мотыляет как цветок в проруби и движок тянет заметно хуже. Должно быть, кислороду не хватает. В общем — никакого удовольствия… 

Приходилось как то в приаралье полетать над горящим сухим камышом. Попросили посмотреть границы очага и в какую сторону движется огонь. Трепка оказалась такой. что аппарат стал почти не управляем, а тут еще глаза режет и в глотке першит так, что дышать не возможно. Высота была метров 80. До сих пор благодарю Боженьку, что помог ноги оттуда унести. Больше не хочу так летать ни за какие коврижки, и вам не советую…

Это еще раз доказывает то, что работа лесной авиации крайне сложна и опасна. На сегодняшний день существует общая проблема малой авиации, парк которой нужно модернизировать и  обновлять. Для тушения лесных пожаров требуется авиационная техника более мощная и надежная, более экономичная. В реальности, базы авиационной охраны лесов арендуют суда с летным «стажем» до 50 лет! Делаем выводы…

Узнайте, чем еще опасен лесной пожар в статьях:

Пишите свои комментарии ниже, подписывайтесь на новости и делитесь своими материалами!

0
comments powered by HyperComments