Добровольчество в США: вчера, сегодня и завтра (Часть 1)

размещено в: Зарубежная охрана лесов | 0

[quads id=»1″]

Введение

В ходе моих периодических визитов в Россию мне по роду своей деятельности доводится встречаться с большим количеством неравнодушных людей, начиная от сотрудников экстренных служб и заканчивая организаторами и рядовыми членами формальных и неформальных добровольческих движений, целью которых является оказание помощи людям, попавшим в беду. В процессе общения, стоит лишь мне представиться «серийным» добровольцем из Америки (на данный момент я служу в четырёх добровольческих организациях), у моих собеседников неизменно возникает одни и те же вопросы:

  • Каким образом в США так сильно развито добровольчество?
  • Неужели добровольчество реально работает до такой степени, что нам доверяют, скажем, пожарную охрану или скорую медицинскую помощь в масштабах целого города?
  • Что нужно делать, чтобы и в России наступило «добровольческое благоденствие»?

Чтобы ответить на эти и другие смежные вопросы, а также развеять некоторые мифы, я хотел бы дать взвешенное и достаточно подробное описание феномена добровольчества в США. Следует понимать, что подобно тому, как реальная американская жизнь совсем не такая, какой её можно воспринять при просмотре голливудских фильмов, так же и реальная ситуация с добровольчеством не совсем такова, как может показаться из субъективных рассказов отдельно взятых людей. Именно по этой причине я считаю необходимым сделать аналитический обзор, опирающийся на факты.

Об авторе

Николай Кабелев, офицер и пожарный инструктор 246‐ого пожарного подразделения 14‐го батальона округа Уэстчестер, Нью‐Йорк. Техник‐спасатель аварийно‐спасательной группы специального назначения Министерства по чрезвычайным ситуациям округа Уэстчестер. Фельдшер, экс‐капитан подразделения скорой помощи, инструктор по сердечно‐лёгочной реанимации. Член лётного экипажа Вспомогательного корпуса ВВС США. Уровни государственной сертификации (США): газодымозащиник второго федерального уровня, пожарный офицер первого уровня, пожарный инструктор второго федерального уровня, фельдшер скорой помощи основного разряда, оперативный техник‐спасатель, техник‐инструктор по спасанию на льду, инструктор по СЛР. Бакалавр естественных наук в области компьютерных наук. В круг профессиональных интересов входит пожарная разведка, самоспасание пожарных и АРИСП (аварийная разведка и спасание пожарных).

Историческая перспектива

Чтобы понять, каким образом сложилась текущая ситуация с добровольчеством в США, следует сначала изучить историю его развития в этой стране. В свою очередь, историю развития добровольческих движений в Америке невозможно понять без рассмотрения её в общем историческом контексте всей страны.

Изначально северный и южный американские континенты были заселены индейскими племенами. Первыми из европейцев Северную Америку посетили около тысячи лет тому назад скандинавские викинги, однако их попытки укрепиться на новой земле не выдержали испытания временем. И только в 1492 году испанская экспедиция Христофора Колумба положила начало массовой колонизации обоих американских континентов. Начиная с этого момента европейские монархии (а позже и республики) приступили к яростному состязанию по освоению новых земель. В частности, на территории современных США свои колонии основали Испания, Франция, Нидерланды, Англия и Россия (последняя на Аляске). Из Европы прибывали переселенцы, весьма неоднородные в своей массе. Часть из них приплывали по заданию метрополий, другая часть делала это добровольно, в поисках новых возможностей, причём в эту категорию входили также и работники, становившиеся на некоторое время подневольными в качестве платы за переезд. Были также и те, кто пересекали океан из‐за гонений (чаще всего на религиозной почве). Позже также была налажена работорговля, результатом которой явилось массовое перемещение в Америку жителей Африки.

При этом из‐за своей удалённости от метрополий в колониях зачастую не удавалось поддерживать порядки, установленные в Старом Свете – потребность в выживании на незнакомой территории и постоянном приложении усилий для создания новых поселений диктовали свои правила игры. Таким образом, в колониях с одной стороны образовался вакуум власти, а с другой стороны – потребность в постоянном взаимодействии и взаимопомощи для преодоления трудностей, связанных с отсутствием инфраструктуры. Именно в этом контексте и зародились первое добровольчество в Америке как система взаимопомощи – начиная от расчистки территории от леса и заканчивая импровизированными пожарными бригадами.

Бенджамин Франклин как "первый" пожарный США
Бенджамин Франклин как «первый» пожарный США

Именно пожарные бригады обычно упоминаются в качестве хрестоматийного примера того, с чего начиналось добровольческое движение в Америке. В частности , хорошо задокументировано, что в 1736 году одним из будущих отцов основателей США Бенджамином Франклином была организована пожарная бригада в городе Филадельфия, которая и по сей день считается первой американской противопожарной организацией. Однако во многом это скорее «удобный случай», нежели объективная историческая реальность, так как в течение ста лет до этого события неофициальные пожарные бригады организовывались не только в Филадельфии, но и в Бостоне, Новом Амстердаме (ныне Нью‐Йорк) и других поселениях. Пожарная бригада Франклина попала в историю во‐первых по причине того, что её основатель впоследствии стал одним из основоположников США, а во‐вторых, потому что факт её организации был хорошо задокументирован.

Очередным толчком к развитию добровольчества послужили военные действия в ходе последовавшей борьбы колоний за свою независимость в период с 1775 по 1783 годы. В этот период было сформировано добровольческое ополчение, а также группы, проводившие сборы Франклин как «первый» пожарный США средств на оказание сопротивления колониальным силам, оказывавшие помощь раненым и организовавшие разнообразные бойкоты товаров, поставляемых из метрополий.

Развитие добровольчества продолжилось и после провозглашения независимости США – стали появляться многочисленные благотворительные общества, функционирование которых осуществлялось на основе безвозмездного труда. Каждый последующий исторический кризис – будь то Первая или Вторая мировые войны, Великая депрессия, борьба за гражданские права – сопровождались ответной самоорганизацией жителей страны и возникновением новых форм оказания помощи нуждающимся.

Характерной особенностью американского добровольчества является то, что начальный толчок для образования того или иного движения придавали самые разнообразные общественные силы: неравнодушные граждане, церкви различных конфессий, филантропы, но почти никогда не государство и не политики. Как видно из вышеприведённого описания, добровольчество зародилось в Америке намного раньше каких‐либо эффективных властных структур, во многом именно добровольчество породило некоторые государственные институты, а не наоборот.

В США не государство создало добровольчество, а  добровольчество создало государство. 

Тем не менее, не стоит считать американское добровольчество чем‐то уникальным, так как сходные примеры безвозмездного труда наблюдались в аналогичный исторический период как в Европе, так и в России. Более того, в американской среде бытуют свои заблуждения о якобы исключительности местного добровольчества, при этом такие крупные и показательные добровольческие и благотворительные организации как Красный Крест и YMCA зачастую выдаются как якобы созданные в Америке, в то время как они на самом деле изначально были учреждены в Европе. Тем не менее общей тенденцией является то, что в Старом Свете организация добровольцев часто происходила в контексте уже имевшихся властных структур (зачастую для найма людей на войну при отсутствии возможности платить), в то время как в Америке тот же самый процесс происходил по причинам властного и инфраструктурного дефицита.

Текущее состояние дел

Степень распространённости добровольчества в американском обществе становится наглядно понятной при ознакомлении с официальной статистикой. Так , согласно сведениям Министерства труда, в течение 2015 года добровольческим трудом занимались свыше 62 миллионов жителей США, что составляет четверть всего населения старше 16 лет [1]. При этом медианное значение времени, посвящённого безвозмездному труду, составило 52 часа в год на добровольца. 72% добровольцев принимали участие в деятельности одной организации, в то время как 18.3% – одновременно в двух, остальные же вообще были заняты в трёх или более добровольческих сообществах [1]. Наибольшее количество добровольцев США – 11.3% – в 2015 году было занято в сфере сбора , приготовления и распространения пищи для нуждающихся [1]. Следующими по популярности видами деятельности были помощь в обучении (9.2%) и сбор пожертвований (9%) [1].

Добровольчество на сегодня охватывает в США самые разнообразные сферы человеческой деятельности: пожаротушение, оказание услуг скорой медицинской помощи, поисковые операции, помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка различных родов войск, оказание помощи нуждающимся в еде и крове, дополнительное обучение детей в социально неблагополучных районах, образовательная деятельность в местах лишения свободы, правовая поддержка, защита гражданских свобод, благоустройство общественных мест и территорий, борьба с загрязнением окружающей среды, помощь и спасание диких и домашних животных, участие в предвыборных кампаниях, помощь в адаптации иммигрантов, участие в церковных общинах, тренерская и судейская работа на спортивных соревнованиях для школьников и молодёжи.

С точки зрения организации процесса, отдельно взятое добровольческое сообщество может работать на основе одного из следующих принципов:

  • Полностью добровольческая организация, в которой как сама непосредственная деятельность, так и администрирование выполняются добровольцами.
  • Частично добровольческая организация, в которой администрирование выполняется наёмными работниками, а основная деятельность – добровольцами.
  • Гибридная организация, в которой как администрирование, так и часть основной деятельности выполнятся наёмными работниками, в то время как добровольцы привлекаются по мере их необходимости и/или доступности.

С юридической точки зрения добровольческая организация может принимать одну из следующих форм:

  • Неформальное сообщество без регистрации юридического лица
  • Независимая бесприбыльная организация
  • Бесприбыльная организация, находящаяся под эгидой другой организации , часто религиозного характера
  • Организации, ассоциированная с государственной структурой муниципального, регионального или федерального уровней.
  • Организация, являющая частью государственного аппарата муниципального, регионального или федерального уровней.

Ввиду того, что Соединённые Штаты по историческим причинам представляют собой изначально децентрализованное государство, в котором роль госструктур в целом и федерального правительства в частности по возможности минимизируется, а попытки увеличить эту роль встречают серьёзный отпор на местах, не существует какой‐либо общей структуры или принципа, охватывающего все добровольческие сообщества. Наоборот , способ реализации каждого конкретного проекта зависит от местных реалий организационного и экономического характера. Тем не менее, в данной работе будут рассмотрены несколько характерных примеров, которые позволяют сформировать наглядное представление о том, как на практическом уровне организован тот или иной вид добровольческой деятельности.

Пример 1 – противопожарная служба

Как было уже отмечено ранее , благодаря авторитету Бенджамина Франклина пожарная охрана, имеющая глубокие исторические корни, стала своего рода витриной добровольчества в США. Этому также способствует то, что пожарные обычно приходят на помощь в самых отчаянных ситуациях, из‐за чего вокруг них формируется ореол героев, стоящих на страже безопасности гражданского населения. Однако из ежегодного отчёта Министерства труда видно, что лишь 3% всех американских добровольцев в 2015 году были заняты в работе экстренных служб, причём сюда включены не только пожарная охрана, но и служба скорой медицинской помощи, а также спасательные и поисковые службы [1]. Иными словами, следует понимать, что несмотря на то, что противопожарная служба имеет большую популярность и положительную оценку в обществе, она ещё не характеризует собой всё добровольческое сообщество.

Американской пожарной охране присущи следующие основные характеристики:

  • Высокая степень изначальной децентрализации с последующей частичной интеграцией вверх. Основная единица пожарной охраны – подразделение (fire department), которое административно подчиняется только местным муниципальным властям и ими же финансируется. В зависимости от специфики региональных законов, подразделения различных муниципалитетов иногда могут в той или иной степени интегрироваться с соседними подразделениями (договоры о взаимопомощи, общие учебные и диспетчерские центры и т.д.). Диспетчерские центры могут принадлежать как самому пожарному подразделению, так и полиции или окружному управлению по чрезвычайным ситуациям, причём известны и случаи, когда сразу несколько диспетчерских центров от разных организаций одновременно обслуживают одно подразделение или наоборот.
  • Ограниченная и разрозненная роль региональных и федеральных властей. Региональные пожарные власти обычно занимаются функциями обучения и сертификации пожарных, а также сбором статистических данных. На федеральном уровне действуют несколько правительственных организаций: Пожарная администрация США (US Fire Administration), Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (FEMA), Администрация охраны труда (OSHA). Данные организации осуществляют выборочные образовательные, надзорные и финансовые функции, но не принимают непосредственного участия в командовании муниципальными подразделениями. Широко распространена практика принятия неправительственных стандартов в качестве законов на региональном уровне.
  • Пожарная охрана почти на три четверти состоит из добровольцев [2]. В связи с практически повсеместным введением обязательной государственной пожарной подготовки и сертификации пожарных (вне зависимости от того, является ли пожарный добровольцем или работает за деньги), термин «профессионал» более не используется только для обозначения пожарных, получающих вознаграждение за свой труд. Вместо этого в современное время имеет хождение термин «оплачиваемый пожарный» (paid firefighter). Система обучения и сертификации для добровольных и оплачиваемых пожарных унифицирована, единственным послаблением является то, что модули, не входящие в базовый курс сертификации, доброволец имеет право изучать не в жёстком порядке, а по мере возможности, в то время как от платных пожарных требуется изучение всех дополнительных модулей во время процесса поступления на службу. Государственное обучение является бесплатным для сотрудников всех типов пожарных подразделений. Пожарные подразделения чаще всего бывают полностью добровольческими (67% подразделений), на долю полностью оплачиваемых приходится 8%, в то время как комбинированные подразделения составляют 25% из общего числа в 29980 подразделений по стране [2]. Командные должности в добровольческих подразделениях являются выборными, при одновременном требовании наличия соответствующих уровней сертификации у кандидатов.
  • Круг задач, решаемых пожарной охраной , непрерывно расширяется. Изначально пожарные подразделения занимались исключительно пожаротушением. На данный момент по стране пожаротушение составляет не более 4% объёма всех выездов [3]. Остальная часть приходится на срабатывания автоматических сигнализаций, ДТП, спасательные операции, химзащиту, спасание на водах, спасательные водолазные работы и, в последнее время, оказание услуг скорой медицинской помощи. Последний пункт в данном списке является весьма знаковым: 68% всех выездов пожарной охраны по стране приходится на оказание медицинской помощи [3], и всё большее число пожарных подразделений обзаводится своими автомобилями скорой медицинской помощи и обучает своих пожарных до уровня сертифицированных фельдшеров или ассистентов, включая уровень фельдшера высшего разряда. Даже если пожарное подразделение не оказывает услуг скорой медицинской помощи, пожарные (добровольцы и платные) обычно проходят ежегодный курс обучения сердечно‐лёгочной реанимации, а на борту большинства пожарных машин имеются автоматические дефибрилляторы и аптечки для оказания первой медицинской помощи.
  • Разделение труда и специализация на операциях по пожаротушению. Помимо упомянутых выше специальностей, получающих всё большее и большее распространение в пожарной охране, непосредственно на операциях по пожаротушению разделение труда происходит по типам пожарных автомобилей, на которых прибывают на место происшествия пожарные. Автоцистерна (engine) и автолестница (ladder truck) представляют собой два типа автомобилей, образующих костяк пожарной охраны США. Ствольщики, прибывающие на автоцистернах, занимаются непосредственным подавлением огня, в то время как экипажи автолестниц решают все остальные задачи: пожарная разведка, обеспечение доступа в помещения и газодымозащита. Степень жёсткости привязки бойцов к конкретным функциям зависит от правил конкретного подразделения, однако всё большую популярность завоёвывает подход «перекрёстного обучения», при котором бойцов учат работе как на автоцистерне, так и на автолестнице.

Типичный график дежурств в платных подразделениях основан на суточном принципе. В добровольческих подразделениях обычно нет установленной системы дежурств на станции, вместо этого добровольцы снабжаются специальными пейджерами, по которым их вызывает диспетчерский центр в случае тревоги. После получения сигнала тревоги добровольцы добираются до своей пожарной части на личных автомобилях, оборудованных спецсигналами (мигалками). При этом комплектация расчётов обеспечивается за счёт достаточного количества добровольцев, состоящих в подразделении, то есть практически всегда у добровольца нет обязанности находиться в зоне выезда в определённый временной промежуток. Тем самым добровольцы сохраняют значительную свободу для ведения своих дел, при условии что в масштабах отчётного периода (обычно года) они набирают минимальное количество баллов, присуждаемых за выезды на тревоги, участие в учениях и занятие командных должностей. Минимумы устанавливаются в каждом подразделении согласно требованиям, выдвигаемым конкретным муниципалитетом. Среди добровольцев есть как те, кто несёт службу по месту жительства, так и те, кто делает это по месту работы. Во втором случае обычно между добровольцем и работодателем имеется неформальное или формальное соглашение о праве покидать место работы в случае пожарной тревоги.

Выбор типа подразделения – это прерогатива муниципалитета. Как правило, чем больше по размерам муниципальное образование, тем больше вероятность , что выбор будет сделан в пользу платного принципа комплектования. Это в основном обусловлено тем , что в условиях большого города добровольцам будет практически невозможно в приемлемые сроки (1‐3 минуты) добраться от места жительства или работы до своей пожарной части. И наоборот , в пригородах и сельской местности практически невозможно найти платное подразделение, так как логистическая обстановка способствует оперативному реагированию со стороны добровольцев.

С юридической точки зрения пожарные подразделения обычно являются частью муниципалитета. Это означает , что все закупку основных средств (зданий пожарных частей, пожарных автомобилей, оборудования), а также расходных материалов на текущую деятельность финансирует муниципалитет, используя бюджетные деньги. В случае платных подразделений муниципалитет также оплачивает труд пожарных, в случае добровольческих – пожарные с юридической точки зрения также считаются работниками муниципальной службы, но при этом не получающих компенсацию за свой труд. Тем не менее, во многих муниципальных образованиях принято подобие пенсионной системы, в которой по достижению добровольцем пенсионного возраста (65 лет) он/она ежемесячно получает небольшую сумму, пропорциональную количеству лет выслуги (обычно около $20 в месяц за каждый год добровольческой службы). Работники платных подразделений обычно объединены в профсоюз, причём чаще всего по договору между муниципалитетом и профсоюзом вступление в ряды профсоюза является условием принятия на работу. В случае добровольческих подразделений сходную роль играют так называемые пожарные компании – бесприбыльные организации, номинально осуществляющие поставку бесплатной рабочей силы в муниципальное пожарное подразделение. Пожарные компании занимаются сбором пожертвований, а в некоторых муниципальных образованиях также получают доступ к бюджетным средствам. Полученные деньги пожарные компании по замыслу тратят на программы по привлечению и удержанию добровольцев, которые могут включать в себя обеспечение добровольцев едой во время учений или собраний, развлекательные программы, компенсацию расходов на поездки в образовательных целях. Так как пожарные компании являются по сути закрытыми клубами по интересам, степень их фискальной прозрачности гораздо меньше, чем у обслуживаемых ими муниципальных подразделений, из‐за чего встречаются случаи злоупотребления и не целевого расходования средств.

Члены добровольческих пожарных подразделений обычно собираются на ежемесячное собрание коллектива, на котором обсуждаются текущие вопросы, заслушивается доклад командования, вносятся предложения. Члены коллектива имеют право голоса на таких собраниях, все решения принимаются путём открытого голосования. Естественно, что принимаемые решения не могут противоречить законам, а также интересам муниципалитета и обычно ограничиваются внутренними вопросами организации работы подразделения. Аналогичное ежемесячное собрание проводят и ассоциированные с пожарным подразделением пожарные компании.

Как уже упоминалось ранее, все командные должности в добровольческих подразделениях являются выборными. Электоральный цикл обычно составляет один год. В выборах имеют право принимать участие все члены пожарного подразделения, удовлетворившие за истекший год минимальным требованиям участия в деятельности организации. Выборы проводятся тайным голосованием во время ежегодного собрания коллектива. Выборам обычно предшествует один или два раунда номинаций, происходящих во время ежемесячных собраний. В большинстве подразделений имеется традиция, согласно которой продвижение по высшим командным должностям (командир подразделения, первый заместитель командира, второй заместитель командира) осуществляется по лестничному принципу. Это означает, что неформально соблюдается порядок, при котором конкурентными выборы могут быть только на низшую должность (в приведённом выше примере это второй заместитель командира), в то время как на все остальные должности выборы являются безальтернативными, с единственным кандидатом, занимавшим в прошлом году командную должность на ступень ниже. Пребывание на каждой высшей командной должности обычно формально или неформально ограничено одним или двумя сроками. Выборы на низшие командные должности (командиры отделений, начальники караулов) обычно проводятся на конкурентной основе. Лицам, получившим высшие командные должности, выдаются во временное пользование служебные командные автомобили повышенной проходимости, оборудованные спецсигналами и средствами радиосвязи.

Выборная система в добровольческих подразделениях зародилась вмести с ними самими и является их неотъемлемым атрибутом. Добровольцы воспринимают право выбора своего командного состава как священное право, полученное в обмен на их труд. При этом следует понимать, что как и в любом другом политическом процессе, процессу выборов иногда сопутствуют интриги, сговоры и противостояния внутренних фракций. В случае конкурентных выборов не все остаются довольными их результатами и не все считают, что был выбран наиболее квалифицированный кандидат.

Принято считать, что исторически между платными пожарными и добровольцами существуют трения: добровольцы обвиняют платных пожарных в снобизме, платные пожарные обвиняют добровольцев в непрофессионализме и опасаются, что те могут лишить их работы, если муниципалитет примет решение перейти от платной пожарной охраны к добровольческой . На деле же благодаря унификации системы обучения и сертификации, произошедшей в 90‐ые годы прошлого столетия, грань между добровольцами и платными пожарными всё более становится незаметной. Всё большее количество пожарных, вне зависимости от своей принадлежности к той или иной группе, придерживается принципа, что профессионал – это не тот, кто получает плату за свой труд, а тот , кто ответственно относится к учёбе и работе , стремится в своём деле быть лучшим. Многие пожарные вообще принадлежат обоим лагерям, работая за деньги в платном пожарном подразделении больших городов и служа добровольцем в пригороде по месту проживания.

Пожалуй, основным отличием американской добровольческой пожарной охраны от европейской является то, что в США добровольцы воспринимаются как самостоятельная сила, а не дополнение к платным пожарным . Это обусловлено тем, что в большинстве муниципалитетов имеются полностью добровольческие подразделения, которые от рядового до командира, подчиняющегося мэру города, укомплектованы по принципу безвозмездного труда.

В США добровольные пожарные – это не помощники «платников», а самостоятельная сила.

В заключение отметим, что несмотря на то, что пожарное дело исторически считалось мужской профессией, на данный момент как среди платных пожарных, так и среди добровольцев нарастает доля женщин. В последние годы доля женского персонала составляла от 4 до 9%, сохраняя общую тенденцию к увеличению. Система обучения и обязанности не различаются для мужчин и женщин.

Пример 2 – скорая медицинская помощь

По сравнению с пожарной охраной, имеющей почти что трёхсотлетнюю историю, система скорой медицинской помощи в США является в буквальном смысле младенцем. Дело в том, что в стране вплоть до 60‐ых годов прошлого столетия вообще не существовало какой‐либо организованной системы оказания медицинской помощи в полевых условиях и доставки пациентов в больницы. Как это ни парадоксально звучит для сегодняшнего читателя, но до этого пациентов в больницу доставляли либо извозчики (таксисты), либо вообще работники похоронных бюро, использовавших для этих целей катафалки, так как по сути это был единственный тип автомобиля, пригодный для перемещения человека в лежачем положении. Собственно, когда в уже упомянутых 60‐ых годах дело дошло до организации подразделений скорой медицинской помощи, первыми автомобилями таких организаций становились зачастую именно бывшие в употреблении катафалки.

Изначально подразделения скорой медицинской помощи стали образовываться на местах благодаря инициативе местных жителей, уровень жизни которых с одной стороны повысился в послевоенные годы, а с другой стороны фрустрированных продолжающимся отсутствием каких-либо услуг по оказанию экстренной помощи. Первые усилия по организации проходили в условиях регуляционного вакуума, по сути каждое подразделение самостоятельно решало, каким образом оно будет заботиться о больных и до какого уровня оно будет обучать своих сотрудников‐добровольцев. Обычно профессиональный уровень ограничивался оказанием первой помощи и доставкой пациента в больницу. Однако к концу 60‐ых годов произошла стандартизация таких аспектов, как уровни обучения, лицензирование деятельности и комплектация оборудованием машин скорой помощи. При этом в США была реализована (а фактически создана) так называемая англо‐американская модель, согласно которой работа с пациентом в полевых условиях осуществляется усилиями персонала, имеющего более низкую медицинскую квалификацию, чем врач. В противоположность этому, франко‐германская модель подразумевает выезд на машине скорой помощи как минимум одного врача, а то и вообще целой врачебной бригады.

В США врачи не ездят на вызовы. Основное кредо англоамериканской модели – быстро довезти пациента живым до больницы, по возможности улучшив его состояние по дороге.

В 70‐ых годах постепенно сформировалась двухуровневая система квалификации сотрудников скорой медицинской помощи – фельдшер базовой квалификации (EMT‐B, emergency medical technician ‐ basic) и фельдшер высшей квалификации (EMT‐A, emergency medical technician – advanced), он же парамедик (paramedic). При этом использовать слово «фельдшер» следует с оговорками, так как несмотря на то , что американские уровни квалификации в целом соответствуют словарному определению этого слова («медицинский работник со средним медицинским образованием»), тем не менее объём обучения в целом отличается от современного российского. Так, обучение на фельдшера базовой квалификации длится около семестра при неполной учебной занятости и заканчивается сдачей государственного сертификационного экзамена, состоящего из письменной и практической части. Курс обучения на фельдшера высшей квалификации обычно занимает три семестра и также заканчивается государственными экзаменами. Выдаваемая по удачной сдаче экзаменов лицензия обычно имеет трёхлетний срок годности, по истечении которого работник подлежит переаттестации с повторной сдачей экзаменов . Переаттестация также возможна и без сдачи экзаменов путём набора определённого количества часов при регулярном посещении занятий по профессиональной переподготовке.

Парамедики в США
Парамедики в США

В целом фельдшер базовой квалификации ограничен неинвазивными методами диагностики и терапии (за исключением глюкометрии) и базовым набором медикаментов (не более 10 наименований), в то время как фельдшер высшей квалификации может производить инвазивные процедуры и обладает расширенным набором медикаментов (порядка 60 наименований).

Как и в пожарной охране, в области скорой медицинской помощи подразделения могут быть полностью платными, полностью добровольческими и комбинированными, при этом последнее время наблюдается тенденция по найму добровольческими подразделениями платных фельдшеров на временной основе в случае нехватки добровольцев при сохранении внешней видимости того, что подразделение являются полностью добровольческим.

Современные законы большинства штатов обязывают муниципалитеты обеспечить тем или иным образом услуги скорой медицинской помощи. С точки зрения юридической стороны вопроса, подразделения скорой помощи могут быть следующего вида:

  • Коммерческие или бесприбыльные подразделения, базирующиеся при госпиталях.
  • Коммерческие или бесприбыльные независимые подразделения, работающие с муниципалитетами по договору, но в целом на коммерческой основе.
  • Бесприбыльные добровольческие подразделения, работающие с муниципалитетом на условиях некоммерческого договора (муниципалитет не оплачивает работу подразделения, но может обеспечивать пенсионную систему, подобную той, которая описывалась в разделе «Противопожарная служба»).
  • Добровольческие подразделения, находящиеся на полном финансировании муниципалитета.
  • Добровольческие или платные подразделения, являющиеся частью муниципальной противопожарной службы – доля таковых на данный момент составляет 40% из всех подразделений скорой помощи [4].

Прибытие бригады скорой помощи в госпиталь. Если в пожарной охране ещё наблюдается некоторое различие между добровольцами и платными пожарными, то в сфере скорой медицинской помощи такого различия не было изначально. Все желающие получить квалификацию фельдшера проходят одинаковый курс обучения и сдают одни и те же экзамены. Собственно , в ходе обучения вообще может быть неизвестно, какой карьерный путь выберет обучающийся. Обучение происходит в учебных центрах, часть из которых расположена при госпиталях , а другая часть – при местных подразделениях скорой помощи. После получения фельдшерского сертификата многие выбирают смешанный режим работы, посвящая часть времени работе за деньги, а другую – добровольчеству по месту жительства.

Как и в добровольческих пожарных подразделениях, в аналогичных подразделениях скорой помощи все командные должности являются выборными. Так как подразделения скорой помощи обычно меньше по размеру пожарных подразделений , то командная лестница обыкновенно также более компактная и в типичном случае состоит из командира подразделения и двух заместителей. Электоральный цикл также обычно составляет один год. Помимо командных должностей в добровольческих подразделениях скорой помощи выборными являются также должности в совете директоров, на которые зачастую выбираются бывшие командиры того же подразделения.

Несение службы как в платных, так и в большинстве добровольческих подразделений организовано по сменному принципу, причём длительность смены обычно составляет 12 часов. Добровольцы во время несения дежурства в большинстве случаев не обязаны находиться в отделении, однако должны быть в состоянии появиться на тревогу в течение 1‐3 минут. Для большинства добровольцев, несущих службу в пригородах, это означает, что они могут находиться во время несения дежурства по месту жительства или работы. Однако, как видим, здесь проявляется отличие от добровольческих пожарных подразделений, так как в последних отсутствует посменное дежурство и на тревоги появляются те, кто физически находится на данный момент в зоне ответственности, в то время как в добровольческих подразделениях скорой помощи для каждого 12‐часового сегмента расписанием определена бригада, которая обязана появиться на вызов. Расписание составляется командиром подразделения с учётом возможностей добровольцев, то есть именно доброволец определяет, когда он /она будет нести дежурство. Смены, которые не удалось заполнить имеющимися добровольцами, заполняются либо усилиями командного состава, либо временным наймом платных работников, либо постановкой на дежурство бригады из соседнего муниципального образования согласно договору о взаимопомощи.

Минимальный состав бригады скорой помощи в большинстве штатов определён как один фельдшер базовой квалификации и один водитель, при этом зачастую добровольцы обладают обеими квалификациями, так что в бригаде могут быть два фельдшера, один из которых выполняет функцию водителя. При наличии дополнительных добровольцев бригада может расширяться до трёх‐четырёх человек.

Схема финансирование подразделения зависит от его типа. Коммерческие подразделения берут плату за свои услуги с пациентов (в подавляющем большинстве случаев покрываемую за счёт частной медицинской страховки). Независимые добровольческие подразделения финансируются одновременно за счёт пожертвований и взымания платы с пациентов, при этом в большинстве таких подразделений существует негласная практика, согласно которой плата взымается только по страховке. Иными словами, в случае отсутствия у пациента страховки плата за услуги не взымается. Подразделения, полностью интегрированные в муниципальные структуры (в том числе в пожарные подразделения), по законам многих штатов вообще не имеют права брать плату с пациентов за свои услуги, так как уже финансируются из муниципального бюджета, формируемого за счёт налогоплательщиков.

Пример 3 – Вспомогательный корпус ВВС США (Гражданский авиапатруль)

В США некоторые рода войск, такие как Береговая охрана и Военно‐воздушные силы (ВВС), располагают своими вспомогательными корпусами, формируемыми на добровольческой основе. Вспомогательный корпус ВВС носит название «Гражданский авиапатруль» (Civil Air Patrol) и выполняет следующие функции:

  • Проведение поисково‐спасательных операций в воздухе и на суше на территории США
  • Ведение аэрокосмической образовательной деятельности, популяризация авиации
  • Содержание кадетского корпуса, патриотическое воспитание молодёжи

Исторически Гражданский авиапатруль зародился перед началом Второй мировой войны как независимая гражданская добровольческая организация, изначально ставившая своей целью недопущение запрета или ограничения гражданской и любительской авиации на фоне предвоенных настроений. Действительно, ограничения на невоенное использование воздушного пространства вводились в конце 30‐ых годов в Европе, в особенности в нацистской Германии. Стратегия основателей Гражданского авиапатруля заключалась в том, чтобы сформировать гражданскую организацию, способную оказывать поддержку американским военным и властям с тем, чтобы в обмен на это сохранить за гражданскими лётчиками‐любителями право использовать воздушное пространство.

Перед войной вопрос стоял так: либо мы покажем себя как полезный инструмент для страны, либо нам запретят летать из‐за боязни, что среди гражданских лётчиков могут оказаться шпионы и вредители.

Ждать возможности помочь стране пришлось не долго – после начала военных действий Гражданский авиапатруль приступил к защите восточного побережья США с воздуха от немецких подводных лодок в условиях, когда основные американские военные силы были задействованы на тихоокеанском театре. Для решения этой задачи частные самолёты пилотов‐любителей выполняли полёты над прибрежной зоной Атлантического океана с целью обнаружить подводные лодки и сообщить об их присутствии военным. Впоследствии самолёты стали снаряжать боеприпасами с целью нанесения ударов по обнаруженным подводным лодкам. В ходе боевых действий Гражданский авиапатруль налетал более полумиллиона часов, обнаружил 173 подводные лодки, из которых 57 были атакованы, 10 подбиты и две потоплены [5]. Эти успехи достались ценой 64 погибших членов Гражданского авиапатруля [5]. Помимо обнаружения и уничтожения подводных лодок Гражданский авиапатруль на территории США принимал участие в спасательных и поисковых операциях , охране государственной границы с воздуха, доставке важных грузов и буксировке самолётов‐мишеней. [5]

После  окончания  войны  возник  вопрос  о  будущем  организации  в  связи  с  отпавшей  необходимостью ведения боевых действий. В связи с этим начался процесс трансформации для решения задач смирного времени. В 1946 году Конгрессом США было учреждено бесприбыльное общество, а в 1948 году ей был присвоен статус вспомогательного корпуса ВВС США [5]. С тех пор организация продолжает существовать, поддерживая свой двойной статус  — с одной стороны она тесно интегрирована в структуру ВВС, получая оттуда финансирование, общее руководство и подчинение, а с другой стороны она сохраняет при этом признаки гражданской организации — так, к примеру, хозяйственной деятельностью на национальном уровне руководит администрация, состоящая из наемных гражданских лиц.

Как видим, даже несмотря на то, что Гражданский авиапатруль является примером добровольческой организации, фактически ставшей частью государственного аппарата, тем не менее, она вписывается в общую тенденцию, которая была приведена нами ранее – добровольческие организации в США образуются благодаря не усилиям правительства, а отдельных частных лиц.

Структура организации является точной копией ВВС, включая дробление на организационные подструктуры, табель о рангах, принципы и процедуры повышения по службе и систему командного единоначалия. В отличие от приведённых ранее гражданских аналогов (пожарная охрана, скорая помощь), все должности во Вспомогательном корпусе ВВС являются назначаемыми, система выборов отсутствует. Вспомогательный корпус использует парадную и лётную формы ВВС США, однако для тех членов организации, которые по своим убеждениям не желают носить военную форму, существует также гражданский вариант форменной одежды. Так же как и в ВВС, присутствует стандартизированная система наград, присуждаемых за определённые достижения, однако наградные планки отличаются от военных по причине того, что отличаются и сами награды.

Гражданский авиапатруль тесно интегрирован с ВВС
Гражданский авиапатруль тесно интегрирован с ВВС

Наименьшей организационной структурой является эскадрилья, объединяющая членов Вспомогательного корпуса на местах. У каждой эскадрильи имеется своё место базирования, обыкновенно располагающееся в аэропортах. В состав эскадрильи входит обычно несколько десятков человек (средний показатель по стране составляет 37 человек с учётом кадетов или 22 человека без учёта кадетского корпуса). Всего по стране имеется порядка 1500 эскадрилий. В свою очередь соседние эскадрильи объединяются в группы по региональному признаку, а группы – в крылья. Крылья организованы по принципу «одно крыло на один штат» и носят названия штата, в котором они находятся. Наконец, крылья объединяются в 8 регионов, которые в свою очередь подчиняются национальному командующему Вспомогательным корпусом. Все командные должности, включая национального командующего, заполняются служащими добровольцами. В распоряжении национального командующего имеется небольшой штат оплачиваемых гражданских сотрудников для ведения текущих дел (бухгалтерия, и т.д.).

[quads id=»1″]

Вспомогательный корпус располагает своим воздушным флотом, состоящим из более 500 самолётов. Основная часть парка представлена самолётами Cessna 172 и Cessna 182, однако также имеются и GrippsAero GA8, Cessna 206, MT‐7‐235 и de Havilland L‐20. Кадеты имеют возможность обучаться пилотированию планеров, для чего в парке имеются безмоторные планеры LET L‐23 и Schweizer SGS 2‐33. Помимо этого Гражданский авиапатруль имеет доступ к более чем 1500 частных самолётов, находящихся во владении отдельных членов организации, однако степень их применения минимальна, так как имеется достаточное количество штатных бортов, использование которых организационно проще и не требует вообще никаких затрат со стороны экипажа.

Большинство самолётов Cessna 182 оборудованы стеклянной приборной панелью, в состав которой входит специальный программный модуль для ведения поисковых работ в воздухе. Этот модуль позволяет заранее прокладывать маршруты поиска, используя стандартные шаблоны облёта, утверждённые к применению во Вспомогательном корпусе. Модуль сопряжён с автопилотом, так что облёт в принципе можно совершать в автоматическом режиме. Самолёты Cessna 172 постепенно также переводятся на стеклянную приборную панель. Также на борту установлено оборудование для пеленгации аварийных радиомаяков, при необходимости устанавливается аппаратура для аэрофотосъёмки.

Также в парк организации входит более 1000 автомобилей (в основном микроавтобусы), используемых для реализации наземной компоненты поисковых операций и транспортировки кадетов на занятия, проводимые в полевых условиях.

Как и в ВВС, члены Гражданского авиапатруля при поступлении на службу имеют возможность выбирать (и впоследствии менять) специализацию. Выбор специальностей очень широк и помимо лётного состава включает в себя разнообразные наземные виды работ: командная работа в штабах операций, обеспечение радиосвязи, информационные технологии, инструктаж кадетов, учебно‐образовательная деятельность, финансовый надзор, юридическое сопровождение, реализация программ по безопасности полётов. Иными словами, в организации всегда находится занятие по интересам даже для тех, кто по тем или иным причинам не желает принимать участие в полётах.

Тем не менее, наиболее заметной (хотя не обязательно самой многочисленной) специализацией является лётная. В экипаж обычно входит три человека, при необходимости это количество может уменьшаться до двух. Пилотирование самолёта осуществляет КВС, правое кресло занимает руководитель полёта, третьим членом экипажа является визуальный наводчик.

В задачи КВС входит безопасное и эффективное пилотирование воздушного судна, а также осуществление радиосвязи с гражданскими службами управления воздушным движением.

Руководитель полёта берёт на себя общее руководство выполнением задания, осуществляет прокладку поискового маршрута и навигацию в районе поиска , выполняет пеленгацию в случае поиска аварийного радиомаяка, осуществляет радиосвязь со штабом, отдаёт необходимые распоряжения пилоту. Одновременно с этим руководитель полёта ассистирует пилоту во время всех остальных фаз полёта с целью обеспечения безопасности (визуальный и приборный обзор воздушного и наземного пространства, контроль за состоянием критических систем воздушного судна). Многие руководители полёта также имеют навыки пилотирования и в экстренном случае выхода пилота из строя могут взять управления на себя, однако правила организации не требуют от них подобной квалификации.

Наконец, третий член экипажа – визуальный наводчик – обязан осуществлять визуальный поиск во время спасательных операций, выполнять аэрофотосъёмку и помогать остальному экипажу с обзором воздушного пространства с целью обеспечения безопасности полёта.

При выборе лётной специализации от члена организации требуется, как минимум , получить квалификацию визуального наводчика, чтобы быть допущенным к полётам. После получения этой квалификации такой член экипажа может продолжить обучение на руководителя полётом, а затем и на пилота, причём для пилотов существуют две последовательные квалификации – пилот для выполнения транспортных миссий и пилот для выполнения «боевых» вылетов. Обучение на наводчика и руководителя полётом происходит внутри организации и за её счёт. Для получения допуска к пилотированию требуется предварительное наличие как минимум лицензии частного пилота и 50 часов налёта в качестве командира воздушного судна для получения квалификации пилота транспортных миссий и 200 часов налёта для получения квалификации пилота «боевых» вылетов. Для получения допуска к пилотированию также требуется успешное выполнение контрольных полётов с лётчиком‐инструктором Гражданского авиапатруля.

В эскадрильях производятся еженедельные сборы, на которых обсуждаются организационные вопросы и проводится текущее обучение персонала по различным дисциплинам. Учебные вылеты происходят по взаимной договорённости членов экипажей, при этом состав экипажей не фиксирован, достаточно лишь заполнить необходимые места в экипаже должным образом квалифицированными членами организации. Также периодически происходят полномасштабные учения, моделирующие тот или иной сценарий и требующие взаимодействия лётных экипажей, наземных поисковых групп и штабных сил.

Поисково‐спасательная деятельность Гражданского авиапатруля изначально ограничивалась вылетами с целью поиска потерпевших катастрофу воздушных судов, что являлось главной миссией организации – по сути Гражданский авиапатруль представляет собой единственную организацию, занимающуюся в США подобным родом деятельности. Тем не менее, на данный момент доля таких вылетов сократилась до 15%, и Вспомогательный корпус ВВС США выполняет также разведку с воздуха с целью оценки последствий стихийных бедствий (с аэрофотосъёмкой и передачей информации другим экстренным службам), организацию наблюдения с воздуха по запросу правоохранительных органов, проводящих операции по борьбе с наркотрафиком, выполнение заданий по защите национальных интересов внутри страны, полёты в качестве условных мишеней перехвата на учениях ВВС США, а также различные миссии по запросам местных властей.

Продолжение статьи о добровольничестве в США:

Добровольчество в США: вчера, сегодня и завтра (Часть 2)
0
comments powered by HyperComments