Как вести себя в вертолете и ответы на частые вопросы

Перемещаться на таком воздушном судне, как вертолёт, приходится многим работникам лесного хозяйства, любителям природы, туристам. Много раз мне приходилось замечать, что большинство людей (работники ПХС, лесничеств, неопытные десантники-контрактники) не знают элементарных вещей, которые не прописаны в инструктажах, а знакомые задают общие вопросы по полетам на вертолете. Постараюсь затронуть основные пункты и ответить доступным языком.

Подготовка Ми-8 к полету
Подготовка Ми-8 к полету

Есть моменты, которые нужно знать обязательно.

При нахождении на борту ВС:

  • Никогда не подходить к хвостовой части вертолета

Район хвостовой балки крайне опасен, так как хвостовой винт расположен низко и может травмировать человека во время запуска. Следует взять за правило, что находиться у хвостовой части или во время запуска запрещено! Подходить к вертолету следует спереди под углом со стороны входа.

Дозаправка вертолета на посадочной площадке
Дозаправка вертолета на посадочной площадке
  • Не мусорить возле стоянки судна и внутри самого вертолета

Легкий мусор в виде целлофановых пакетов, фантиков, пустых пачек от сигарет может легко засосать в турбину двигателя или повредить лопасть винта.

Вопрос: что будет, если пакет «прилипнет» к винту во время взлета?

Ответ: изменится аэродинамика винта, в результате чего появится повышенная вибрация и неприятный громкий посторонний звук. Ничего страшного не произойдет, но экипаж будет вынужден произвести посадку и убедиться в исправности техники. Мало ли какая другая поломка могла произойти…

Инфографика Ми-8
Инфографика Ми-8
  • Во время полета запрещается курить или перевозить огнеопасные вещества

Курить в любом воздушном судне строго запрещено. Топливная система и емкость с топливом расположен в непосредственной близости от пассажиров, поэтому производить любые действия, которые могут спровоцировать пожар — запрещено, будь это курение, использование газовой горелки и т.д. Любое легко воспламеняемое вещество должно быть специально упаковано и оформлено разрешительными документами.

Вопрос: если я закурю в открытый иллюминатор, что будет?

Ответ: возможно, ничего, кроме неприятного запаха и нарушения Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.» Начнем с того, что вертолет — объект повышенной опасности и любая неисправность в топливной системе (это техника и она может ломаться) может спровоцировать пожар. Если произойдет пожар, то куда деваться во время полета?

Дополнительный бак в десантном варианте Ми-8Т
Дополнительный бак в десантном варианте Ми-8Т
  • Нельзя перемещаться по воздушному судну во время полета

Вертолет летает довольно низко над пересеченной местностью. Воздушные потоки на низкой высоте могут резко меняться по различным природным условиям, в результате можно ощутить такое явление, как болтанка (турбулентность). Пусть, на вертолете это ощущается в разы меньше, чем на самолете, но перемещение по борту во время полета может быть травмоопасным для человека.

Вторая причина запрета — нарушение центровки.

ГОСТ Р 54580-2011 Воздушный транспорт. Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения
3.1.17 Центровка вертолета — расстояние по продольной оси вертолета от его центра тяжести до оси (на одновинтовых и двухвинтовых соосных вертолетах) вращения несущих винтов или до оси (у двухвинтовых вертолетов продольной и поперечных схем), параллельной осям винтов и проходящей между ними.
Простыми словами, если группа десантников по каким-либо неведомым причинам загрузится в районе задних створок вертолета, то управление вертолетом будет крайне тяжелым, неустойчивым и не безопасным.
  • Не отвлекайте экипаж

Если у вас появились вопросы, не стоит пробиваться к кабину пилотов и спрашивать о чем то. Во-первых, отвлекать от пилотирования нельзя. Во-вторых, вас могут не услышать из-за гула работающего двигателя. Не суйте фото или видеокамеру в кабину и не пытайтесь сделать селфи с командиром!

  • Не употребляйте спиртного

Если вы попали на такой вертолет, как Ми-8, имейте ввиду, что вы не на борту лайнера. Безопасность превыше всего! При перелете нужно быть предельно внимательным и собранным. Все действия выполняются в сжатое время, так как топливо ограничено, да и один летный час стоит около 120 тыс. руб (2000 рублей 1 минута!).

Погрузка десанта в вертолет
Погрузка десанта в вертолет
Бортинженер осматривает площадку для посадки в лесу
Бортинженер осматривает площадку для посадки в лесу
  •  После приземления ВС выходить только по команде членов экипажа

Если вы приземляетесь на неподготовленной площадке (коса реки, поляна, редина и т.д.), то выходить из вертолета следует только после осмотра площадки бортинженером. Экипаж должен убедиться в безопасности приземления. Посмотрите видео приземления вертолета на мари и работу экипажа.

Обратите внимание на туристов. Их вещи при приземлении разлетаются в разные стороны. Собирайте в одну кучу свое имущество и придерживайте его. Легкие спальники, лодки или сумки могут подняться в воздух и попасть в лопасти винтов.

При приземлении на аэродроме дождитесь полной остановки винтов. Если кто-то из пассажиров выйдет раньше остановки вращения винтов, экипаж борта могут наказать.

Еще несколько популярных вопросов:

Вопрос: как долго может продолжаться полет?

Ответ: продолжительность полета зависит от количества заправленного топлива, погодных условий и модификации судна. Топливо имеет свой вес, поэтому есть определенные  ограничения. Взлетная масса вертолета ми-8т равна 11 100 кг. Это допустимый вес всей конструкции, всех приборов, членов экипажа и т.д. Чем больше груза на борту и пассажиров, тем больше ограничение по заправке. Есть еще важные технические особенности. В жаркую погоду, подъемная сила уменьшается (плотность воздуха меньше), тем самым вертолет становится еще менее мощным. В итоге, летом средняя продолжительность вертолета Ми-8 советской постройки равна 2,5-3 часа с учетом загрузки на борт 6 человек десантников-пожарных с таборным имуществом. На дальние расстояние необходима промежуточная дозаправка.

Вопрос: летает ли экипаж в нетрезвом виде?

Ответ: возможно все. Особенно на оперативных точках. Там контроля меньше, чем в аэропорту. Но, в авиации больше здравомыслящих людей, которые понимают ответственность перед людьми. Таких случаев при мне не было. К счастью.

Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях или в форме обратной связи.

comments powered by HyperComments
FPATROL.RU
2014-12-20 00:38:00
Вопрос: Как преодолеть морскую болезнь (укачивание)? Ответ: 1. Есть специальные медикаменты, которые продаются в каждой аптеке. К тому же, кроме таблеток существуют браслеты от тошноты во время полетов/поездок/плавания. 2. Как вариант, на худой конец, подойдет пакетик))) 3. Не употреблять спиртного до и во время полета.