КГАУ «Лесопожарный центр». Этапы большого пути

размещено в: История, Память | 0

История авиационной охраны Красноярского края начинается с 1936 года. Первоначальное место базирования — село Емельяново, а с 1967 года — город Красноярск.

Для выполнения лесоавиационных работ был создан Красноярский авиаотряд № 03 Всесоюзного треста лесной авиации. Первыми авиаотделениями, осуществившими полёты по патрулированию лесов были Красноярское, Даурское и Курагинское. Общая охраняемая площадь составила 4,5 млн. га. Отряд имел в своём распоряжении три двухместных самолёта СП. На следующий год количество авиаотделений возросло до пяти. В том же году была организована школа по подготовке парашютистов-пожарных. В группу было включено 12 парней, направленных на учебу леспромхозами из числа своих работников. Курсанты познавали парашютное дело, методы борьбы с лесными пожарами, основы топографии и метеослужбы. В качестве практических работ после завершения теоретического курса обучения и проведения тренировочных прыжков, курсанты выполнили и практические работы по взрывному делу. Первые производственные прыжки для тушения лесного пожара были совершены в районе реки Базаиха.

Воздушная тренировка .Енисейск.1975 г.
Воздушная тренировка .Енисейск.1975 г.

В течение последующих трёх лет росло количество авиаотделений, набирался опыта персонал. Самым напряженным по горимости лесов в предвоенные годы был 1940 год. На охраняемой территории возникло 1944 лесных пожара, охвативших площадь 158,8 тыс.га, авиацией обнаружено 1334 пожара (68,6%) на площади 111,1 тыс.га. Парашютисты самостоятельно ликвидировали 49 лесных пожаров на площади 45,8 га, а с мобилизацией населения ими потушено еще 284 лесных пожара на площади 11 тыс.га. На каждого парашютиста в том сезоне пришлось в среднем по 26 лесных пожаров! Всего парашютисты на тушение лесных пожаров совершили 94 прыжка с парашютом. За одну высадку они принимали меры по тушению нескольких пожаров, а при необходимости доставлялись на пожары наземным способом.

В 1942 году все работники парашютной службы были призваны на фронты Великой Отечественной войны.

К пожароопасному сезону 1943 года авиаотряд располагал всего 4 своими самолетами. В начале пожароопасного сезона на базе авиаотряда не было ни одного килограмма авиабензина для самолетов, за исключением неприкосновенного запаса, залитого в баки самолетов. Только в середине июля, по ходатайству Красноярского крайисполкома, авиаотряд получил первые 10 тонн авиаГСМ по специальному распоряжению Заместителя Председателя СНК СССР А.И. Микояна. Много было трудностей в военные годы, но авиапатрулирование лесов не прекращалось. Изменялась лишь охраняемая площадь лесов.

1946 год — в авиаотряде восстанавливается утраченная войной парашютная служба.

Выпускающий - А.Арсенов
Выпускающий — А.Арсенов

1950 год — авиалесоохранные работы обеспечивает уже 15 авиаотделений: Ярцевское, Красноярское, Канское, Абанское, Ермаковское, Таштыпское, Сонское, С.Енисейское, Богучанское, Кежемское, Б.Муртинское, Ачинское, Кызылское, Енисейское и Шагонарское. Под охраной находится 50 млн.га, из них в леса края — 43,5 млн.га.

1954 год — стал применяться самолет Ан-2, который уже 56 сезонов добросовестно служит авиалесоохране края, и следует заметить, что до настоящего времени в мире нет машин, равных ему по взлётно-посадочным характеристикам и грузоподъёмности. Первыми самолет Ан-2 осваивали авиаотделения Красноярское (начальник М.Фатеева) и Канское (начальник В. Голубева).

Начальником авиабазы был назначен бывший начальник Красноярского авиарайона 3ападно-Сибирской авиабазы — П. И. Гудовский, главным летчиком-наблюдателем – бывший старший летчик-наблюдатель Г. К. Стельмахов, старшим инструктором ППС — А. И. Исмурзин. Под контролем авиабазы – тайга Красноярского края (в том числе — Хакасии) и Тувинской АССР.

1956 год — в авиаохране стал применяться самолет Як-12

1958 год- впервые применен вертолет Ми-4 на Енисейском авиаотделении. Там же впервые в авиабазе на тушении 2-х подземных пожаров применены взрывчатые материалы.

1960 год- в Большемуртинском авиаотделении Центральной авиабазой проведены испытания защитных приспособлений для прыжков на лес.

1961 год — в 10 парашютистов в порядке межбазового маневрирования впервые оказали помощь в тушении лесных пожаров на территории Томской области.

1964- получена первая партия спусковых устройств барабанного типа и проведена первая тренировка десантников-пожарных Богучанского, Енисейского и Кежемского отделений с вертолёта Ми-4.

1965 год- впервые произведено разделение охраняемой территории на район наземных и авиационных сил и средств пожаротушения. В этом же году организовано Министерство лесного хозяйства РСФСР, а в крае – Управление лесного хозяйства.

В этом году количество авиаотделений возросло до 29. Тут работало 36 летательных аппаратов: 5 самолетов Як-12, 10 самолетов Ан-2, 15 вертолетов Ми-1, 6 вертолетов Ми-4. Численность парашютистов — 68, а десантников-пожарных — 103 человека.

1968 год — впервые применены вертолеты Ми-2 (Канское и Красноярское авиаотделения). Парашютисты использовались уже на 15 авиаотделениях.

1970 год – количество парашютистов авиабазы превысило 200 человек, десантно-пожарная служба насчитывала 360 человек. На авиалесоохране края с этого года стали применяться самолеты Ли-2. Один из них в Богучанском авиаотделении десантировал парашютистов, а второй, Ли-2 «Зондировщик», впервые в производственных условиях вызывал искусственные осадки из конвективной облачности над действующими лесными пожарами. В первый год работы с помощью «3ондировтцика» ликвидировано три крупных лесных пожара (в Богучанском отделении — 1150 гектаров, в Проспихинском — более 3000 гектаров, в Оскобинском — 600 гектаров).

1971 год — самолет Ил-14 заменил Ли-2 и с этого времени в авиабазе значительно улучшено авиапатрулирование: при необходимости с Ил-14 обслуживалось парашютистами — пожарными до трех лесных пожаров. Этот самолет верно служил нашему лесу до 1981 года. Так же в 1971 году впервые на охране лесов края стал применяться вертолет Ми-8, преимуществом применения которого была доставка воды на внешней подвеске к местам лесных пожаров.
С целью отжига стали использоваться железнодорожные сигнальные свечи, признанные АПС удобными и надежными для этих целей.

Первые секунды после выхода с Ан-2
Первые секунды после выхода с Ан-2

В Ярцевском авиаотделении, возглавляемом летчиком-наблюдателем Анатолием Васильевичем Бушковым силами личного состава построена первая в авиабазе вышка-тренажер для тренировки десантников со спусковыми устройствами.

1972 год — парашютная служба получила защитное снаряжение парашютиста «Лесник». В Ярцевском, Богучанском, Енисейском, Большемуртинском авиаотделениях при выполнении патрульных полетов группы парашютистов имели на борту самолета установленную норму взрывчатых материалов для тушения пожаров. Впервые для доставки тяжелой техники к местам лесных пожаров, на Богучанском авиаотделении были применены 2 вертолета Ми-6, которыми было завезено на Залидеевский и Яркинский крупные пожары 5 тракторов и 6 бульдозеров С-100.

1974 год — образованы Богучанский и Енисейский мехотряды.

1975 год — организована охрана оленьих пастбищ Таймыра. Для этой цели организованы Дудинское и Хатангское авиаотделения.

1979 год- при тушении лесных пожаров впервые проведена прокладка опорных полос раствором бишофита с вертолета Ми-8Т, слитно 27,5 тонны раствора, длина полосы составила 0,7 км.

1985 год — внедрена первая очередь системы автоматизированного учёта лесных пожаров АСУ- охрана. Внедрены вертолётные водосливные устройства (ВСУ), впервые для спусков десантников-пожарных стали применяться новые спусковые устройства СУ-Р.

1986 год — численность ППС составляет 425 человек, ДПС – 524 человека.

1979 год – внедрена система искусственного вызывания осадков с самолёта Ан-26.

1988 год – на смену круглым куполам парашютов «Лесник» пришли парашюты «Лесник — 2», или «летающее крыло».

1999 год. На баланс предприятия передан имущественный комплекс Енисейского филиала «Енисейский меридиан». Красноярская авиабаза, как и ещё 5 в Российской Федерации, стала эксплуатантом воздушных судов Гражданской авиации. В структуре авиабазы появилось новое предприятие – Енисейский отряд лесной авиации с численностью около 200 человек, в том числе около 50 – лётный состав. Отряд возглавил М.М. Усков.

2000 год. Начато авиационное патрулирование и тушение лесных пожаров с применением ведомственных воздушных судов. На балансе числятся 14 самолётов Ан-2, 4 вертолёта Ми-8, 3 вертолёта Ми-2 и 2 самолёта Ан-26.

2001 год — внедрено вертолётное водосливное устройство ВСУ-5А

2004 год- внедрена система автоматизированной подачи смачивателя в полёте для ВСУ-5А (СПС-1).

2004 год – внедрены новейшие радиостанции «Баррет» и «Айком» КВ и УКВ диапазона, полученные по пилотному проекту. В результате все авиаотделения полностью укомплектовались средствами радиосвязи, в том числе и носимыми радиостанциями КВ-диапазона.

2005 год – под руководством старшего инструктора ПДПС Е.А. Скрипальщикова внедрены парашютные системы «Лесник-3».

2005 год. На основании приказа Центральной авиабазы закрыты Ванаварское и Чемдальское авиаотделения.

2006 год. Лётчики-наблюдатели О.В. Нетягин и А.П. Жестовский получили допуск на тушение лесных пожаров с применением самолёта Бе-200.

2006 год. Налёт ведомственной авиации достиг 75% общего объёма лесоавиационных работ. Кроме того, Отрядом лесной авиации как и ранее выполняются работы по перевозке пассажиров и грузов, осуществляется дежурство вертолёта Ми-8 на поисково-спасательных работах. На балансе находятся 19 самолётов Ан-2, 2 самолёта Ан-26, 7 вертолётов Ми-2 и 4 вертолёта Ми-8. К сожалению, в связи с сезонным характером авиационных работ, наблюдается отток экипажей в другие авиакомпании.

Красноярск.Фото перед прыжком
Красноярск.Фото перед прыжком

Из-за высочайшей стоимости затрат на охрану, перевозку и хранение взрывчатых материалов, предъявляемые жесткие требования к организации и проведению работ, неоправданно долгое оформление разрешительной документации, использование ВМ прекращено. Склады закрыты, лицензия сдана.

В соответствии с требованиями нового лесного кодекса, прекратившего существование Авиалесоохраны на Федеральном уровне и в связи с передачей полномочий по охране и защите лесов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, Красноярская база авиационной охраны лесов – филиал ФГУ «Авиалесоохрана», ликвидирована (приказ № 130 от 29 октября 2006 года).

2007 год. На базе ликвидированного предприятия создано краевое государственное учреждение «Красноярская база авиационной охраны лесов». Штат 844 человека, в том числе 290 работников АПС и 280 работников отряда лесной авиации. Принято на баланс 16 ВС: 7 АН-2, 3 МИ-8, 2 Ан-26 и 4 Ми-2. В течение пожароопасного сезона, первого в новом предприятии, служба АПС Тувинского и Хакасского авиазвеньев выезжала на тушение пожаров в Ванаварском и Чемдальском авиаотделениях, потушен пожар возле посёлка Байкит. Даны допуски на работы с ВСУ-5А и искусственное вызывание осадков 12 лётчикам-наблюдателям. Самолеты Ан-26, ввиду отсутствия средств на ремонт, не летали.

2008 год. Была разработана и внедрена в работу предприятия программа по учету затрат на пожары. Программа полностью адаптирована к данным о пожарах, получаемым Центральным диспетчерским пунктом, что позволяет вести точный оперативный учёт затрат на тушение.

2009 год. С целью ухода от процедуры конкурсов, из-за чего на неоправданные сроки задерживалось заключение договоров на дополнительное количество воздушных судов в случае крайне необходимости, а так же из-за постоянных задержек в приобретение противопожарного инвентаря и противопожарного снаряжения, и КГУ «Красноярская база авиационной охраны лесов» стало автономным учреждением, что в дальнейшем позволило ему принимать адекватные меры по охране и защите лесов от пожаров, благодаря чему возрос процент пожаров, потушенных с применением авиационных сил и средств, сократились площади, пройденные огнём.

Во всех авиаотделениях внедрен интернет, закуплено специальное оборудование. Сводки о лесных пожарах передаются в ЦДП по телекоммуникационным сетям. Авиаотделения стали «видеть» лесопожарную обстановку. Теперь они в любое время получают снимки погоды, данные о термических точках и грозопеленгации.

Внедрена корпоративная сотовая связь, благодаря которой радиограммы Центрального диспетчерского пункта дублируются СМС-сообщениями.

Из-за отсутствия достаточных средств на ремонт воздушных судов и сохраняющийся дефицит лётного состава, принято решение о передаче имущественного комплекса отряда лесной авиации в Государственное предприятие Красноярского края – авиакомпанию «Красавиа».

Начальник авиабазы Смертин Никалай Николаевич
Начальник авиабазы Смертин Никалай Николаевич

2010 год. Внедрена новая спецодежда пожарного, состоящая из ярко-жёлтой куртки. Теперь пожарные лучше видят друг друга на кромке огня в условиях задымлённости, а так же в сумерках. Кроме того, люди хорошо различимы с борта воздушного судна, что позволяет принимать более грамотные тактические решения при работе на тушении пожаров вертолётов с водосливными устройствами.

В июле месяце по просьбе губернаторов Нижегородской, Рязанской и Свердловской областей для оказания помощи в тушении катастрофических лесных пожаров, вызванных аномальной жарой, в Европейскую часть России и в Екатеринбург направлены 56 самых высококвалифицированных работников авиапожарной службы. В результате оказания помощи спасены десятки посёлков, остановлено распространение губительного огня. Сотовая связь, используемая работниками лесной охраны центральных регионов при тушении пожаров, оказалась бесполезной. Благодаря привезённым с собой средствам УКВ и КВ радиосвязи, организовано управление тушением.

Не смотря на все процессы преобразований, которым подвергались лесное хозяйство России и Авиалесоохрана, каждый год Красноярской авиабазой внедряется новая техника, средства пожаротушения и радиосвязи, а значит — улучшаются методы борьбы с лесными пожарами.

0
comments powered by HyperComments