Кто такой летчик-наблюдатель?

Большинство из вас даже не имеет понятие, что значит эта профессия. И в этом нет ничего странного, ведь профессия летчика-наблюдателя (сокращенно — летнаба), одна из самых редких в мире. И так, кто же он? Все по порядку.

Зачем он нужен?

Летчик-наблюдатель – это специалист лесного хозяйства, имеющий начальную штурманскую подготовку для выполнения лесопатрульных полетов в составе летного экипажа воздушного судна. Иными словами, летнаб летает на воздушном судне для мониторинга наших лесов. При возникновении лесного пожара организовывает его тушение, определяет необходимые для этого меры, доставляет к месту парашютистов-пожарных или десантников-пожарных и ведет немереное количество  бумажной документации, как в полете, так и на авиаотделении.

Как стать летнабом?

Это целая эпопея. После школьной скамьи нужно понять, что судьба лесного хозяйства в твоих руках. Профессия требует, как минимум получить средне-техническое образование лесного специалиста. Это для знаний. Быть психологически устойчивым и пройти врачебно — летную экспертную комиссию (ВЛЭК). Это для подтверждения крепкого здоровья. Далее, нужно устроиться в региональную базу авиационной охраны лесов и проработать там не менее одного пожароопасного сезона десантником-пожарным. Это для опыта. Следующий этап – 9-ти месячные курсы первоначальной подготовки летчика-наблюдателя, которые проводят в Центральной авиабазе страны (и всего бывшего Союза) в городе Пушкино Московской области. После успешного окончания курсов выдается летное свидетельство летчика-наблюдателя, с которым и начинают эту замечательную профессию.

Простая ли эта профессия?

Профессия летнаба обширна. Специалист обязан знать географию своего бескрайнего охраняемого района вплоть до развилки ручейков и лесных троп. Важно знать основы ведения лесного хозяйства, ведь не имея понятия, как растет лес, специфики его использования и природы лесного пожара, летнаб не сможет предугадать развития огненной стихии, а следовательно, не сможет правильно применить тактику тушения. От этого  зависит не только целостность лесного фонда, но и человеческая жизнь. Не редко парашютно-десантным командам приходится идти в самый настоящий бой с разгулявшейся стихией, и тут важно продумать наперед каждую мелочь.

Мало того, перед тем, как сесть в воздушное судно, пусть это будет Ан-2 или Ми-8, летнабу необходимо продумать, куда лететь, как лететь, зачем лететь и с кем лететь. Для этого выполняется штурманская подготовка. В ней рассчитываются параметры предварительного маршрута полета в зависимости от погодных явлений, намеченный план действий и загрузка ВС.

Есть ли издержки?

Конечно, эта профессия вызывает романтику. Бескрайние лесные просторы, ленты горных речек, высокие горы иногда отходят на задний план, когда за каждый вылет, тем более связанный с тушением лесного пожара, нужно оформить большое количество документов – бортжурналы, заявки на полет, списки груза, схемы пожаров и т.п. и т.д. И еще. Наша профессия не самая высокооплачиваемая…Все это, правда, мелочи, ведь летчик-наблюдатель — это настоящий энтузиаст, любитель живой природы и профессионал своего дела.

Рекомендуем посмотреть советский фильм о авиалесоохране:

Если у вас возникли вопросы — спрашивайте! Пишите свои комментарии и подписывайтесь на новые статьи.

comments powered by HyperComments