Несчастные случаи на лесных пожарах (Шароглазов А. А.). Истории №13, 14

История №13 «Родились в рубашке»

В 1975 году в Читинской авиабазе разбился АН-2 с 10-ю парашютистами-пожарными. Самолёт разрушился весь, но экипаж, летнаб и все 10 парашютистов отделались синяками, да изрядным испугом. Вины работников авиабазы в аварии не было, приказ по авиабазе не писали. Но разговоров было много. На сборах инструкторов инженер по технике безопасности детально разбирал этот полёт. В результате сложилась вполне реальная цепь событий, приведших к вынужденной посадке самолёта и его полному разрушению.

На Кыринском авиаотделении Читинской авиабазы скопилось много командированных парашютистов, в основном из Читы. Всем хочется побыстрее прыгнуть. Пожаров много, а самолёт один. Летнабу предлагают возить по две группы, а то, мол, не успеешь всех разбросать. Летнаб спрашивает командира, тот прикидывает – на тренировках 10 парашютистов поднимаем легко, 12 пассажиров с багажом возим, две группы за раз увезти можно. Как уж он считал взлётный вес самолёта, неизвестно (надо ещё заправку топливом учесть). В общем, взял он 10 парашютистов со всем их грузом.

Взлетели нормально, предварительную высоту набрали нормально. Двигатель на взлётном режиме работает не больше 2 минут, командир переводит его на крейсерский режим. Скороподъёмность уменьшается, но всё-таки набор высоты есть. До пожара несколько десятков километров по речной долине, время для набора высоты есть. Полетели по долине, понемногу набирают высоту. В конце долина сузилась, самолёту уже не развернуться, только вперёд. А высота ниже перевала, и набор высоты прекратился. Ловушка. Парашютисты увидели, что летят ниже гор, забеспокоились. А тут ещё двигатель заревел на взлётном режиме, затем опустились закрылки, внизу макушки деревьев замелькали. Всё стало ясно, самолёт не вытягивает, впереди гора. Все без команды приготовились к падению, кто как мог. Сиденья и привязные ремни под грузом, закрепиться нечем. 10 парашютов, 10 защитных снаряжений (СПП), две связки спальников по 5 шт с палатками, два баула, 4 грузовых парашюта да ещё 3 пилотских. Груза не меряно, и 10 человек сверху. Да летнаб одиннадцатый, стоит в дверном проёме пилотской кабины. Оборачивается и кричит: «Держитесь! Садимся!» А все уже давно держатся. Долина кончилась, впереди на подъёме попалась старая лесосека, пилоты на неё нацелились. Двигатель заглушили, в полной тишине сбавляли скорость, сколько можно, наконец врезались в лесосеку с пнями и брёвнами. Типа сели.

Первый же пень оторвал одну сторону шасси. Второй пень оторвал вторую сторону шасси. Самолёт зацепил винтом за землю, и оторвало двигатель. Нижние крылья врезались в брёвна и оторвались. Верхние крылья без поддержки расчалками опустились концами до земли, тоже вырвались из шарниров крепления и остались позади. От самолёта остался один фюзеляж. Каким-то чудом он не перевернулся, пробуруздил на брюхе между пнями и остановился. Внутри при разрушении самолёта люди и груз летали и кувыркались как попало. Как только самолёт остановился, парашютисты открыли дверь и выбежали наружу. Все оказались с целыми руками и ногами. У одного, правда, случилось что-то с головой, побежал без оглядки в лес и скрылся. Летнаб и пилоты вышли не торопясь. Спешить уже было некуда. Бензобаки в верхних крыльях уцелели, да и вообще лежали позади фюзеляжа. Пожара не возникло.

Осмотревшись, пилоты вернулись в свою кабину, включили радиостанцию. Она заработала. Попытались связаться с аэропортом, им ответили. Пилоты сообщили об аварии, назвали место. К ним сразу же направили вертолёт Ми-4 с авиаотделения.
Убежавший в лес парашютист вскоре вернулся. Зачем убегал, объяснить не смог. Говорил, что оказался один в лесу, услышал голоса, пришёл и увидел разрушенный самолёт. Что сам был в этом самолёте, он не помнил.

Ми-4 вывозил людей и груз в три рейса. Вертолётчикам рисковать не захотелось, сослались на большое превышение (большая высота над уровнем моря).

Вынужденная посадка Ан-2 в Амурской области

История №14 «Мышь серая»

Этот случай хоть и закончился благополучно, и превратился в анекдот, но предпосылка к жуткой трагедии была. Достойно упоминания.

Парашютисты «сидят» на пожаре. В переводе на понятный язык – бездельничают на таборе. Им привезли взрывчатку 500 кг, чтобы тушили, но они принесли мешки на табор и сложили штабелем в 15 метрах от костра. Детонаторы и огнепроводный шнур в палатке. Стоят около костра, разговаривают. Жизнь нормальная.

Бежит мимо по своим делам лесная мышь. Один из парашютистов изловчился и поймал её. Чего с ней теперь делать? Отпустить – зачем тогда ловили. Просто убить неинтересно. Один принёс из палатки детонатор и огнепроводный шнур, отрезал сантиметров 10. Может и 15 см, никто не мерял, говорили, что 10. Вставляет шнур в детонатор, крепит нитками и привязывает детонатор к мыши. Кругом помощников хоть отбавляй.

Приложили к огнепроводному шнуру спичку, чиркнули коробком, отбросили мышь в сторону. Типа, побежит и взорвётся, вот потеха! Мышь побежала, да только не туда, куда хотелось парашютистам, а к штабелю со взрывчаткой. Юркнула куда-то под мешки, и как будто не было. Все на долю секунды оторопели, а потом бросились убегать. Да только далеко убежать никто не успел. Бабахнуло сзади, и все в страхе упали на бегу, как учили по гражданской обороне. Ногами к взрыву, руки на голову. Потом поднимаются, а в окружающей природе ничего не изменилось. Штабель со взрывчаткой как стоял, так и стоит. Детонатор взорвался под штабелем, а взрывчатка не сдетонировала. Мышь, наверное, в свою норку забежала, там и взорвалась.

Как чувствовали себя парашютисты после происшествия, не рассказывалось. После уже ничего смешного не было.

Том и Джери

0
comments powered by HyperComments