Предложение о разработке ГИС-приложения на Android для выполнения лесоавиационных работ (ч. 2)

размещено в: Наука и технологии | 0

Идея по разработке ГИС-приложения для карманных android-устройств позволит создать программу свободную для скачивания любому работнику лесной охраны. Создавать оперативную форму отчетности в программе будет гораздо проще и быстрее, что увеличит производительность труда, точность данных и их своевременное предоставление в соответствующие подразделения.

Схема лесного пожара, созданная в приложении на воздушном судне, будет полностью и достоверно отображать реальную ситуацию на местности, при этом экономить лётное время и отвечать регламенту составления этого документа. Для оперативного мониторинга лесных пожаров, приложение необходимо подключить  к данным ИСДМ-Рослесхоз, что позволит сравнивать площади лесных пожаров с данными спутников и визуального осмотра пожара с борта ВС.

Статья по теме: Применение ГИС технологий в авиационной охране лесов от пожаров (ч.1)

В 2007 году, после принятия нового лесного кодекса и реорганизации лесной отрасли, Авиалесоохрана потеряла единую структуру и была полностью децентрализована. Такая реформа создала условие к ухудшению финансирования. Все региональные авиабазы вынуждены существовать за счет не только федерального, но и местного бюджета. Началась жесткая экономия. Применение воздушных судов сводят к минимуму, дорогостоящую авиатехнику заменяют арендой легкомоторной авиацией, некоторая в большей части не отвечает техническим параметрам для работы в сложных условия. Каждая минута летного часа в прямом и переносном смысле, очень дорога. Определение и обслуживание лесных пожаров, тем не менее, должно быть оперативным, информация – полной и достоверной.

Как достичь высокой оперативности и точности при работе в воздушном судне, имея в штурманском портфеле набор бумажных карт, бланков, цветных карандашей для составления схем? Ответ: только значительным опытом и развитыми навыками. Но не ждать же нам, когда молодое поколение специалистов накопит нужный опыт? Для этого придется потратить много лет, особенно учитывая сегодняшнюю фактическую интенсивность летных работ, по сравнению с прошлыми годами. Чтобы решить эту проблему хотя бы частично, требуется автоматизация производственных процессов. Смартфоны, планшеты на сегодняшний день позволяют выполнять некоторые поставленные задачи.В 2007 году, после принятия нового лесного кодекса и реорганизации лесной отрасли, Авиалесоохрана потеряла единую структуру и была полностью децентрализована. Такая реформа создала условие к ухудшению финансирования. Все региональные авиабазы вынуждены существовать за счет не только федерального, но и местного бюджета. Началась жесткая экономия. Применение воздушных судов сводят к минимуму, дорогостоящую авиатехнику заменяют арендой легкомоторной авиацией, некоторая в большей части не отвечает техническим параметрам для работы в сложных условия. Каждая минута летного часа в прямом и переносном смысле, очень дорога. Определение и обслуживание лесных пожаров, тем не менее, должно быть оперативным, информация – полной и достоверной.

Почему нужны мобильные устройства, а не макулатура?

Уровень оснащенности летчика-наблюдателя остается прежним со времен эпохи создания авиалесоохраны. Существующие разработки мобильных устройств очень дороги[1], что не позволяют авиабазам в полной мере, или даже частично, вооружить летный состав специальными приборами. Не все доступные и открытые программы на мобильные устройства практичны и удобны для пользования в воздушном судне. Ни в одной из программ нет специфических функций, необходимых для решения задач специалистом авиалесоохраны. Для того, чтобы получить инструмент, который будет выполнять функции штурманского прибора и устройства для сбора оперативной информации нужно посмотреть на задачу глазами специалиста авиалесоохраны и технического специалиста в области разработки приложений для мобильных устройств.

Как должно выглядеть android-приложение?

Итак, для начала мы определили цели, которые следует получить в итоге:

  • Приложение должно быть свободным и легко устанавливаться на любые современные мобильные устройства с Google Play. Возможность работы как с карманного смартфона, так и с планшета.
  • Приложение должно выполнять функцию штурманского прибора с картами разных типов, а также для помощи в расчетах и выполнения безопасного полета.
  1. Летчик-наблюдатель должен иметь возможность применить устройство для подготовки, планирования полетов по цифровым разномасштабным картам, предназначенных для различных целей (полётные карты с навигационными обозначениями, патрульные карты и т.д.) с использованием различных цифровых инструментов[2], например, курсовая линейка.
  2. Выполнение полетов по электронным картам, помощь в определении места ВС на местности при помощи системы GPS/ГЛОНАСС в момент ограниченной видимости из-за резкого ухудшения погоды, задымленности территории и т.д.
  3. Наличие опций, отображающих параметры полета по результатам обработки сигнала спутника и отображающих параметры полета. Например, такие основные параметры полета, как путевая скорость, пройденное расстояние, оставшееся время полета до точки, высота над уровнем моря и многое другое удобно использовать летнабу в одном приборе. Такие возможности уже имеются в приборах навигации на гражданских ВС[3]. К слову, не все ВС зарубежного производства имеют необходимые метрические приборы. Перевод с одной измерительной системы в другую занимает время.
  4. Запись трека и характеристик полета.

Примерный вид желаемого интерфейса программы изображён в приложении 1.

Шаблон ГИС-интерфейса
Рис. 1 Шаблон ГИС-интерфейса
  • Приложение должно помочь оперативно формировать информацию о пожаре.

Схема лесного пожара – важных документ, характеризующий состояние пожара. Для того, чтобы на месте быстро собрать и зафиксировать информацию, необходимо:

  1. Провести подготовку на земле или ВС к работе на пожаре путем внесения точек целей по координатам вручную.
  2. Определить точное место пожара летнабу поможет приемник GPS/ГЛОНАСС в приборе, при визуальном сличении местности с картой. Зарисовка контура пожара при облете на ВС должна быть возможна пальцем на сенсорном экране, либо при помощи теплоемкостного стилуса (высокая точность рисования границы пожара). Контур предлагается сохранять в формате .gpx, который совместим со всеми картографическими сервисами.
  3. Программа должна иметь возможность автоматически подсчитывать площадь полигона в гектарах и длину кромки в зависимости от её кривизны и выдать в информационном окне рекомендуемые силы и средства тушения (данные специальных расчетных таблиц, которые находятся в полевых справочниках лесного пожарного). Также нужна возможность добавления дополнительных атрибутивных данных для статистики в объект (точка, линия, полигон) вручную и автоматически. Документ необходимо закреплять индивидуальной цифровой подписью составителя.
  4. Легко и быстро обозначить специальными (типовыми) лесопожарными значками[4] место действующей кромки, размещение таборов лесопожарных групп, минполосы, движение техники, направление ветра и тд. Также важно получать данные «горячих точек» по спутниковым данным при наличии связи сети Интернет. Такую информацию, как вариант, возможно получить на устройство с системы ИСДМ-Рослесхоз.
  5. Вносить информацию в карточку пожара в специальное поле с выпадающим списком данных. Эта процедура может выполняться уже на земле, как летчиком-наблюдателем, так и начальником авиаотделения. Это позволит быстро, удобно и точно заполнять документ (см. приложение рис. 2)
  6. Система должна позволять создавать e-mail рассылку, при помощи которой оформленный документ, будь это схема пожара или его карточка, при наличии связи отправляется на электронный адрес в авиабазу или авиаотделение, где обнаружен пожар.
Поле ввода информации в ГИС-приложении
Рис. 2 Поле ввода информации в ГИС-приложении

Стоит отметить, что летнаб до сих пор обязан составить схему пожара[5] на бумажном бланке на борту ВС по требованиям инструкции по авиационной охране лесов и предоставить пожарной группе по необходимости путём сброса вымпела.

Вывод

Данная идея по разработке ГИС-приложения для карманных android-устройств позволит создать программу свободную для скачивания любому работнику лесной охраны. Создавать оперативную форму отчетности в программе будет гораздо проще и быстрее, что увеличит производительность труда, точность данных и их своевременное предоставление в соответствующие подразделения.

Схема пожара, созданная в приложении, будет полностью и достоверно отображать реальную ситуацию на местности, при этом экономить лётное время и отвечать регламенту составления этого документа.

Помимо линейки НЛ-10м и ветхих бумажных карт, у летчиков-наблюдателей появится возможность готовится к лесопатрульному облёту и работе на пожаре с помощью современных, удобных и точных устройств и инструментов. Так же устройство позволит вести контроль параметров полёта на воздушном судне, что повлияет на удобство и безопасность выполнения лесоавиационных работ.

Список литературы:

  1. Мажара, А. Е. Применение ГИС-технологий в авиационной охране лесов от пожаров /А. Е. Мажара // Лесной патруль. – 2014, стр.2 — http://fpatrol.ru/primenenie-gis-texnologij-v-aviacion/
  2. Руководство пользователя OruxMaps v.5.5.11, — стр. 39-48 http://www.oruxmaps.com/oruxmapsmanual_ru.pdf
  3. Приказ Министерства транспорта РФ от 20 октября 2014 г. N 297 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов, и авиационная электросвязь в гражданской авиации», — п. 2.23
  4. Приказ от 8 июля 2014 года N 313 Об утверждении Правил тушения лесных пожаров / Приложение. Символы для отображения тактической обстановки на схеме тушения лесного пожара
  5. Инструкция по авиационной охране лесов. – 1997, — п. 4.1.29

Мажара Алексей, КГСАУ «ДВ авиабаза»

comments powered by HyperComments