Применение авиации для охраны лесов в России

Лесные пожары наносят огромнейший ущерб экологии, объектам экономики и здоровью людей. Стихийное бедствие по сокрушительным результатам сравнимо с боевыми действиями.

Если вспомнить лето 2010 года в центральной части России, можно понять масштабы катастрофы, которая может нагрянуть в каждый регион. В то страшное лето, полностью, или частично уничтожены около 150 дворов. Погибло около 70 человек (до сих пор точных данных нет). По данным Всемирного центра мониторинга пожаров (Global Fire Monitoring Center), в результате анализа инструментальных наблюдений из космоса, площадь, пройденная пожарами на территории страны с начала 2010 г. по август, составила до 12 млн. га.

Успешная борьба с лесными пожарами по сегодняшний день складывается из космического мониторинга, применения лесопожарной авиации и наземной лесной охраны. Только в таком составе будет практический толк. Результаты 2010 года показали, насколько  система охраны лесов и управления народным богатством не совершенна и разбита, после реструктуризации лесного хозяйства в 2007 году.

 

Аномалии температур летом 2010 года
Аномалии температур летом 2010 года

 

Космический мониторинг позволяет определять по данным спутника «засветки» — термические точки, которые в большинстве случаев являются потенциальным пожаром в зародыше.

Лесная авиация выполняет основную роль в охране лесов от пожаров. Применение воздушных бортов со специалистом летчиком-наблюдателем позволяет вести наблюдение за состоянием лесов в наиболее труднодоступных таежных местах и где возгорание наиболее вероятно. Также, лесная авиации выполняет функцию доставки специалистов к месту пожаров при помощи специальный парашютов «Лесник-3» или спусковых устройств СУ-Р.

В России, первые самолеты для патрулирования лесов (ПО-2, У-2) брали на борт не более 2 парашютистов, которые занимались не тушением лесных пожаров, а организацией тушения в близлежащих населенных пунктах. В 50 годах 20 века на смену У-2 пришел самолет Ан-2. Он мог взять 1240 литров воды или 12 парашютистов без дополнительного груза. Для быстрой доставки парашютных подразделений к месту загорания стали использовать также самолеты Ил-14, Ан-24, Ан-26. Конструкторское бюро имени О.К. Антонова на основе Ан-26 создало пожарный самолет, который способен за две секунды сбросить на очаг пожара 4 тонны воды. В конце 90-х годов МЧС России освоило технологию тушения пожаров с применением самолетов Ил-76ТД. Они могут слить на охваченные огнем лесные массивы за один более 40 тонн воды или других огнетушащих растворов. Специально для лесной стихии разработаны противопожарные самолеты Бе-12П-200 и Бе-200П. Стоит отметить, что дорогостоящее применение танкерной авиации не всегда дает положительных результатов.

Внутри кабины ИЛ-76мд
Внутри кабины ИЛ-76мд на тушении лесных пожаров

 

Применение ИЛ-76мд
Применение ИЛ-76мд на тушении лесных пожаров
Если сравнивать танкерную и малую спецавиацию, то у малой свои неоспоримые преимущества. Главная особенность применения таких судов, как R-44, Cessna-182, Maule M-7, Ан-2 и других в дешевизне применения, своевременном обнаружении мелких очагов пожаров до 20 га. Большую площадь пожара своевременно смогут обслужить группы пожарных состоящих из нескольких десятков человек и тяжелой пожарной техники. Привлечение водяных «бомбометов» осложняется частым удаленным расположением лесного пожара от места базирования воздушного судна и небезопасностью применения данной техники для наземных формирований.
При той засухе, которая случилась летом 2010 года, никакая пожарная охрана не смогла бы в полной мере предотвратить пожарную катастрофу в лесах. Но можно с уверенностью утверждать: если бы в России существовала дееспособная и эффективная государственная лесная охрана, для работников которой защита лесов была бы единственной обязанностью, ущерб от пожарной катастрофы 2010 года можно было бы снизить во много раз.

Для того чтобы дать правильную оценку поведения пожара, определить все его параметры, и выработать тактический план тушения необходимы специальные лесные и пожарные знания и опыт. Лётчик-наблюдатель – специалист, обладающий лесным и лесопожарным образованием и имеющий начальную штурманскую подготовку. Обязательное условие наличие высшего или специального лесохозяйственного образования, опыт работы на тушении пожаров не менее года, пригодность по состоянию здоровья к летной работе.

Профессия летчика-наблюдателя – «уникальный гибрид лесовода с летчиком», является ключевым элементом в системе охраны лесов.

Анализируя вышесказанное, можно сделать выводы, что использование авиации для обнаружения и тушения пожаров категорически необходимо:
  1. Когда площадь пожара составляет до нескольких гектаров. Для его тушения необходимо всего 4–6 человек и несколько часов работы с ручными приспособлениями. Результат – минимум затрат и минимальный ущерб для леса, как национальному природному богатству. Добиться этого можно, только используя авиацию на борту которого летчик-наблюдатель.
  2. Своевременное авиационное патрулирование лесов и есть залог эффективности охраны лесов от пожаров в России.
  3. Применение кратности авиапатрулирования — мизерный экономический и экологический ущерб, по сравнению с затратами на оплату труда работникам лесоохраны и их массовой доставки на воздушных судах к месту возгорания.
  4. Большая авиация полезна при охвате огнем больших площадей в определенных лесорастительных условиях.

Без авиационного мониторинга крупных пожаров применение танкерной авиации не возможно! В США существует специально разделенная авиация для таких видов работ. Один борт выполняет роль наводчика, второй — танкера, третий — доставка лесного спецназа.

Изучая вопрос охраны лесов от пожаров можно встретить множество методик борьбы со стихией, но с момента рождения авиалесоохраны не нашлось лучше того способа, где в руках у пожарного лопата, на спине РЛО, а в небе АН-2 с летнабом. Все эти моменты основополагающие и могут лишь модернизироваться и улучшаться в производстве, но никак не меняться в корне.
comments powered by HyperComments