Страшно ли летать на устаревших самолетах или авиапарк коммерческой авиации

Многие мои знакомые, зная специфику работы авиалесоохраны, задают вопрос: «не страшно ли летать на допотопных самолетах?« Отчасти их вопрос не безоснователен.

Robinson-44
Robinson-44

Каждый год в системе авиалесоохраны происходят авиационные инциденты, связанные как по причине ошибок экипажа, так и по технической причине. Начнем с того, что львиная доля авиабаз России арендует воздушные суда у коммерческих организаций для выполнения лесоавиационных работ. Требования, по которым авиакомпании предоставляют свои услуги регламентированы определенными позициями. К примеру, из 10 компаний подавших документы на участие в конкурсе, составляется список, в котором на первом месте контора с наиболее выгодными условиями для авиалесоохраны. А это не всегда хорошо. Наглядный пример. Две фирмы с одинаковыми Ан-2, но разными ценами за летный час. Итог — выиграет та фирма, у которой ценник ниже, чем у конкурента. Простая истина о том, что не все дешевое полезно, тут не имеет места.

Это всего лишь обобщенный пример настоящей проблемы. Воздушные суда, которым по 50 лет и их ресурс продлевался, работают нестабильно, имеют больший расход топлива, грузоподъемность минимальная. Работа по мониторингу и тушению лесных пожаров очень сложна в техническом плане и тут есть риск. Слабомощная техника работает на износ.

Авария Ми-8 АК"Аэровир"
Авария Ми-8 АК»Аэровир»

Как решить эту проблему? Тут вопрос очень серьезный, который требует государственной поддержки. Стоит вернуться к тем временам, когда у авиабаз была своя авиация. На сегодняшний день существует огромное количество современной и экономичной авиатехники, которая подходит для лесоавиационных работ и имеет соответствующий сертификат типа. Из подходящих судов это может быть Cessna-182, Robinson-44Ан-3, L-410Ми-171/17, Ми-8АМТШ. Некоторые базы и лесопожарные центры уже получили сертификат эксплуатанта и пробуют завести свой авиапарк.

Жесткая экономия — главная причина трудностей. Полеты на Ми-8, к сожалению,  буквально раздевают авиабазу. Один летный час стоит около 120 тыс. рублей. За короткий период времени, пытаются выполнить огромный объем работ пренебрегая безопасностью.

Стоит вспомнить случай, произошедший в Ургальском авиаотделении Дальневосточной авиабазы. 30 июня 2014 года Ми-8 АК «Аэровир» выполнял полет по тушению лесных пожаров в отдаленных местах Верхнебуреинского района. На борту находились 2 десантные группы Комсомольского авиаотделения и летчик-наблюдатель Дукинского авиаотделения. При заходе на посадку на ограниченную площадку машина с высоты около 20 метров «провалилась» и ударилась о косу горной речки. В результате, вертолет опрокинулся на бок и загорелся. Чудом, экипаж и десантники (и даже одна собака!) выбрались за пару минут до взрыва топливных баков. Все остались живи, вертолет сгорел полностью.

В этом случае, еще не выяснена причина крушения борта. Но, стоит предположить, что техническая причина не исключена.

В ответ на вопрос знакомых «не страшно ли…», все же поступает ответ — «нет, не страшно». Парадокс, но ответ такой дадут почти все летнабы и летчики. То ли самоуверенность зашкаливает, то ли русское авось…За неимением лучшего используем, что есть. А экономистам следует сесть и подсчитать, выгодно ли рисковать.

comments powered by HyperComments
Виктор Абрамов
2014-11-22 13:37:00
Страшно летать с пожилыми пилотами, никогда не знаешь когда его ресурс закончится...
FPATROL.RU
2014-11-22 14:25:00
Было дело: ми-8 50 лет с момента производства, экипажу средний возраст 60 лет...Один спит, другой байки травит, машина летит....