Дальневосточная база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства своими корнями уходит в Приморскую авиабазу.
В распоряжении Совета Министров СССР № 3637-р от 22.03.1950 года и приказе Министерства лесного хозяйства СССР № 222 от 30.03.1950 года указывалось: «перебазировать Приморскую авиабазу из города Владивостока в город Хабаровск и именовать ее в дальнейшем Дальневосточной авиабазой». Начальником Дальневосточной авиабазы назначили В.И.Головина, его заместителем — П.Н.Мишина.
Охраняемая территория осталась та же, что и у бывшей Приморской авиабазы — Хабаровский и Приморский края, Амурская, Магаданская, Камчатская и Сахалинская области. Охраняемая площадь лесов в 1950 году, составляла 24,8 миллиона гектаров, затем к 1970 году, она возросла до 56 миллионов.
Охраняемые территории на протяжении всей деятельности Дальневосточной авиабазы, помимо Гослесфонда, включали леса прочих ведомств, в том числе оленьи пастбища, совхозные и колхозные леса, государственные заповедники, леса Минобороны.
В период с 1954 по 1964 год из состава Дальневосточной авиабазы были выделены Приморская, Северо-Восточная и Амурская авиабазы. Таким образом, с 1964 года Дальневосточная авиабаза осуществляет авиационную охрану лесов только на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области.

После ликвидации авиаотряда «Лесавиа» № 10 в 1948 году, было подготовлено на месте двадцать летчиков-наблюдателей, которые составили кадровый костяк специалистов. Эти люди имели большой жизненный опыт, многие из них воевали во время Великой Отечественной войны, ранее служили в авиационных частях пилотами, штурманами, техниками. Поэтому при подготовке больший упор был сделан на изучение основ организации авиалесоохраны, техники и тактики тушения лесных пожаров; лесоводство; лесоустройство и планирование лесного хозяйства. Из этой плеяды летчиков-наблюдателей особенно выделялись своим профессионализмом Ф. М. Шельдяев, Е. К. Горчяков, Б. Н. Мирошниченко, Б. Я. Заверуха, А. С. Семенов, Д. И. Воронин, Б. И. Бондарь, и многие другие.

С 1954 до 1962 года начальником Дальневосточной авиабазы работал Н. И. Членов, при котором впервые были проведены экспериментальные работы по высадке с самолета Ли-2 больших по численности групп парашютистов на тушение глубинных пожаров, недоступных для наземных сил и средств. Ему также принадлежит идея отказаться от распыления парашютистов по авиаотделениям мелкими группами. Он считал, и это подтвердила дальнейшая практика, что необходимо сосредоточить их в более крупные мобильные команды до 15-20 человек — равномерно по охраняемой территории.
В 1950 году впервые в южных районах Хабаровского края начала применяться на тушении лесных пожаров парашютно-пожарная служба, которая на первых порах высаживалась с самолетов ПО-2 на парашютах в населенные пункты для привлечения местного населения на тушение очагов огня в лесу. По мере накопления опыта на этих работах, особенно с появлением самолетов Ан-2, в 1952 году высадка парашютистов производилась уже группами по 5-6 человек для самостоятельного тушения лесных пожаров. Большой вклад в подготовку этой категории работников внесли бывшие военные десантники и авиаторы, инструктора ППС И. М. Тришкин, Г. К. Лемеха, С. Т. Мальцев, А.А.Кабанов, М. Н. Гринченко, С. Л. Рокуш, И. Д. До6рый, А. А. Сауль, начальник ПДПС Ю. П. Серых, старшие инструктора В. Н. Шмаков и В. В. Атрощенко.
Впервые 16 июня 19 54 года на территории края с самолета Ли-2 была осуществлена групповая высадка парашютистов-пожарных в количестве 18 человек на ликвидацию глубинного пожара в верховье реки Анюй Нанайского района. Пожар был ликвидирован в течение суток на 10 гектарах. Надо сказать, что в то время не было вертолётов, и парашютисты выходили с пожаров, неся парашюты на себе. Таким образом, они проходили своим ходом более 100 километров. Впоследствии большие десантные группы ППС высаживались с самолетов Ил-12, Ил-14, Ан-24 и Ан-26.
С 1957 года на охране лесов начали применяться вертолеты, которые способствовали значительному усилению эффективности авиалесоохранных работ. В тот период, помимо ППС, штат авиабазы начал укомплектовываться десантниками-пожарными. Численность рабочих этих категорий ежегодно увеличивалась. Если в 1958 году в крае количество парашютистов составляло 40 человек, а десантников — 17 человек, то к 1985 году парашютистов было 275, а десантников — 720 человек.
В процессе применения парашютно-пожарной службы она по мере своего расширения оснащалась более совершенными парашютными системами. Если до 1964 года совершали прыжки на парашютах типа ПД-47 и Д-1, которые либо совсем не управлялись, либо управлялись очень плохо, то впоследствии появились более совершенные купола — Т-4, Т-4с, «Лесник», ПТЛ-72, «Лесник-2», которые по своим параметрам превосходили прежние, что позволяло парашютистам приземляться в ограниченных площадках. Кроме того, в начале 1960 года для прыжков на лес начали применяться защитные снаряжения, которые в дальнейшем постоянно совершенствовались, доведя до максимума безопасность при приземлении на деревья.
В 1964 году в Дальневосточной авиабазе были внедрены спусковые устройства вначале барабанного, а затем и нового роликового типа, которые успешно применялись и применяются до сих пор при высадке к местам лесных пожаров с вертолетов десантников пожарной службы. Спусковые устройства использовались также и для высадки десантников на подготовку площадок дополнительной рабочей силы и средств пожаротушения.

В 1973 году в составе службы авиационной охраны лесов начали создаваться механизированные отряды. Вначале они были организованы при Биробиджанском и Комсомольском авиаотделениях, в дальнейшем в крае действовало 11 мехотрядов, на которые возлагалось обнаружение и тушение лесных пожаров на закрепленных за ним территориях в районах наземной охраны. В состав указанных отрядов включались легкие маломощные бульдозеры типа Д-606, а также пожарные автомашины, а в отдельных мехотрядах — вездеходы и тракторы. К сожалению, технику механизированных отрядов на местах, по распоряжению руководства районов, часто использовали не по назначению, в результате чего она выходила из строя, а пополнений на протяжении длительного периода времени не было. В конечном итоге механизированные отряды уже к 1990 году прекратили свое существование: основная масса техники была списана, а еще действующие бульдозеры переданы лесхозам.
По состоянию на 1990 год Дальневосточная авиабаза обеспечивала охрану лесов Хабаровского края на площади 33,11 миллиона гектаров. Для охраны использовались 21 самолет Ан-2, один — Ан-24, два — Ан-26, пять вертолетов Ми-2 и двенадцать — Ми-8. Численный состав ПДПС составлял 562 человека, в том числе парашютистов-пожарных — 258, десантников-пожарных — 304 человека. Службой было потушено 411 пожаров из 948 обнаруженных авиацией.
На протяжении всей своей производственной деятельности Дальневосточная авиабаза постоянно осуществляла взаимодействие с Дальневосточным научно-исследовательским институтом лесного хозяйства по вопросам охраны лесов от пожаров. Так, в пятидесятые годы совместно с ДальНИИЛХом была усовершенствована методика В. Г. Нестерова по расчету комплексного показателя пожарной опасности в лесах по условиям погоды для определения класса пожарной опасности по климатическим зонам Хабаровского края. Совместные с ДальНИИЛХом разработки по борьбе с крупными лесными пожарами на Дальнем Востоке оказали большую практическую помощь в усовершенствовании технологии авиалесоохранных работ.
В 1960 году совместно с ЛенНИИЛХом (старший научный сотрудник — Молчанов) в экспериментальном порядке проводились опыты по тушению лесных пожаров с воздуха с помощью легкосъемной пожарной аппаратуры, устанавливаемой на вертолете Ми-4 С 1967 года при тушении отжигом применяются зажигательные аппараты ЗА-Ф-1, разработанные ДальНИИЛХом.
С 1971 года авиабаза при тушении крупных лесных пожаров начала применять метод искусственного вызывания осадков с самолетов Ли-2, Ил-14, Ан-24 и Ан-26. С 1979 года применяется ВСУ с вертолетом Ми-8.
Дальневосточная авиабаза, как правило, первая испытывала и новые технологии, и средства тушения лесных пожаров, рекомендованные для Дальневосточного региона.
Работой Дальневосточной авиабазы с момента организации руководили:
- Головин Владимир Иванович 01.09.1949 — 27.05.1953
- Мишин Петр Николаевич 28.05.1953 — 29.04.1954
- Членов Николай Иванович 30.04.1954 — 12.12.1961
- Мишин Петр Николаевич 13.12.1961 — 22.01.1964
- Сенин Анатолий Васильевич 29.01.1964 – 26.02.1985
- Любякин Александр Павлович 27.02.1985 — 2012
- Ежков Александр Валентинович 2012 – по н. в.
Главные летчики-наблюдатели, заместители начальника авиабазы:
- Мишин Петр Николаевич 01.09.1949 – 01.11.1961
- Сенин Анатолий Васильевич 24.01.1962 – 22.01.1964
- Канищев Виктор Иванович 27.08.1964 – 16.02.1981
- Любякин Александр Павлович 20.03.1981 – 26.02.1985
- Костин Владимир Васильевич 03.06.1985 – 12.12.2000
- Гречко Андрей Геннадьевич 18.12.2000 – 2011
- Ежков Александр Валентинович – 2011 – 2012
- Пантелеев Михаил Александрович – 2012 – по н. в.