Перемещаться на таком воздушном судне, как вертолёт, приходится многим работникам лесного хозяйства, любителям природы, туристам. Много раз мне приходилось замечать, что большинство людей (работники ПХС, лесничеств, неопытные десантники-контрактники) не знают элементарных вещей, которые не прописаны в инструктажах, а знакомые задают общие вопросы по полетам на вертолете. Постараюсь затронуть основные пункты и ответить доступным языком.

Есть моменты, которые нужно знать обязательно.
При нахождении на борту ВС:
-
Никогда не подходить к хвостовой части вертолета
Район хвостовой балки крайне опасен, так как хвостовой винт расположен низко и может травмировать человека во время запуска. Следует взять за правило, что находиться у хвостовой части или во время запуска запрещено! Подходить к вертолету следует спереди под углом со стороны входа.

-
Не мусорить возле стоянки судна и внутри самого вертолета
Легкий мусор в виде целлофановых пакетов, фантиков, пустых пачек от сигарет может легко засосать в турбину двигателя или повредить лопасть винта.
Вопрос: что будет, если пакет «прилипнет» к винту во время взлета?
Ответ: изменится аэродинамика винта, в результате чего появится повышенная вибрация и неприятный громкий посторонний звук. Ничего страшного не произойдет, но экипаж будет вынужден произвести посадку и убедиться в исправности техники. Мало ли какая другая поломка могла произойти…

-
Во время полета запрещается курить или перевозить огнеопасные вещества
Курить в любом воздушном судне строго запрещено. Топливная система и емкость с топливом расположен в непосредственной близости от пассажиров, поэтому производить любые действия, которые могут спровоцировать пожар — запрещено, будь это курение, использование газовой горелки и т.д. Любое легко воспламеняемое вещество должно быть специально упаковано и оформлено разрешительными документами.
Вопрос: если я закурю в открытый иллюминатор, что будет?
Ответ: возможно, ничего, кроме неприятного запаха и нарушения Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.» Начнем с того, что вертолет — объект повышенной опасности и любая неисправность в топливной системе (это техника и она может ломаться) может спровоцировать пожар. Если произойдет пожар, то куда деваться во время полета?

-
Нельзя перемещаться по воздушному судну во время полета
Вертолет летает довольно низко над пересеченной местностью. Воздушные потоки на низкой высоте могут резко меняться по различным природным условиям, в результате можно ощутить такое явление, как болтанка (турбулентность). Пусть, на вертолете это ощущается в разы меньше, чем на самолете, но перемещение по борту во время полета может быть травмоопасным для человека.
Вторая причина запрета — нарушение центровки.
ГОСТ Р 54580-2011 Воздушный транспорт. Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения 3.1.17 Центровка вертолета — расстояние по продольной оси вертолета от его центра тяжести до оси (на одновинтовых и двухвинтовых соосных вертолетах) вращения несущих винтов или до оси (у двухвинтовых вертолетов продольной и поперечных схем), параллельной осям винтов и проходящей между ними.Простыми словами, если группа десантников по каким-либо неведомым причинам загрузится в районе задних створок вертолета, то управление вертолетом будет крайне тяжелым, неустойчивым и не безопасным.
-
Не отвлекайте экипаж
Если у вас появились вопросы, не стоит пробиваться к кабину пилотов и спрашивать о чем то. Во-первых, отвлекать от пилотирования нельзя. Во-вторых, вас могут не услышать из-за гула работающего двигателя. Не суйте фото или видеокамеру в кабину и не пытайтесь сделать селфи с командиром!
-
Не употребляйте спиртного
Если вы попали на такой вертолет, как Ми-8, имейте ввиду, что вы не на борту лайнера. Безопасность превыше всего! При перелете нужно быть предельно внимательным и собранным. Все действия выполняются в сжатое время, так как топливо ограничено, да и один летный час стоит около 120 тыс. руб (2000 рублей 1 минута!).


-
После приземления ВС выходить только по команде членов экипажа
Если вы приземляетесь на неподготовленной площадке (коса реки, поляна, редина и т.д.), то выходить из вертолета следует только после осмотра площадки бортинженером. Экипаж должен убедиться в безопасности приземления. Посмотрите видео приземления вертолета на мари и работу экипажа.
Обратите внимание на туристов. Их вещи при приземлении разлетаются в разные стороны. Собирайте в одну кучу свое имущество и придерживайте его. Легкие спальники, лодки или сумки могут подняться в воздух и попасть в лопасти винтов.
При приземлении на аэродроме дождитесь полной остановки винтов. Если кто-то из пассажиров выйдет раньше остановки вращения винтов, экипаж борта могут наказать.
Еще несколько популярных вопросов:
Вопрос: как долго может продолжаться полет?
Ответ: продолжительность полета зависит от количества заправленного топлива, погодных условий и модификации судна. Топливо имеет свой вес, поэтому есть определенные ограничения. Взлетная масса вертолета ми-8т равна 11 100 кг. Это допустимый вес всей конструкции, всех приборов, членов экипажа и т.д. Чем больше груза на борту и пассажиров, тем больше ограничение по заправке. Есть еще важные технические особенности. В жаркую погоду, подъемная сила уменьшается (плотность воздуха меньше), тем самым вертолет становится еще менее мощным. В итоге, летом средняя продолжительность вертолета Ми-8 советской постройки равна 2,5-3 часа с учетом загрузки на борт 6 человек десантников-пожарных с таборным имуществом. На дальние расстояние необходима промежуточная дозаправка.
Вопрос: летает ли экипаж в нетрезвом виде?
Ответ: возможно все. Особенно на оперативных точках. Там контроля меньше, чем в аэропорту. Но, в авиации больше здравомыслящих людей, которые понимают ответственность перед людьми. Таких случаев при мне не было. К счастью.
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях или в форме обратной связи.
comments powered by HyperComments