LA-8 Самолёт-амфибия. НПО «АЭРОВОЛГА» г.Самара

размещено в: Наука и технологии | 0

1

В ходе написания отчётов о нашем путешествии на оз. Байкал в 2016г на самолётах-амфибиях LA-8C-RS мои друзья засыпали меня вопросами о самолётах. Зачастую, начиналось всё с вопроса «сколько жрёт, сколько прёт?», или «сколько стоит такой корабль?», а дальше следовало «Расскажи поподробнее про этот самолёт». Попробую данным постом рассказать про этот самолёт.

НПО «АЭРОВОЛГА» — разработчик LA-8 

2

LA-8 и его модификации производит научно-производственное объединение«АЭРОВОЛГА», расположенное в г.Самара. НПО «АЭРОВОЛГА» образовано в 2002г. Руководитель: Алафинов Сергей Вячеславович.

3

Главный контруктор: Суслаков Дмитрий Юрьевич. 4

Первый самолёт LA-8 сошёл со стапелей в 2004г. На сегодняшний день в России это самая большая амфибия, построенная в частном конструкторском бюро. С 2011г LA-8 запущена в серийное производство. Уровень производства НПО «АЭРОВОЛГА» по системе качества сравним с современным заводом. И именно такой подход к производству вызывает во мне глубокое уважение и восхищение. Предприятие имеет действующую Лицензию на осуществление разработки авиационной техники.

Святая-святых — КБ
5

Производство

6

 

7

 

8

 

9

Выклейка лонжерона крыла.

10

Но давайте перейдём к самолёту LA-8, а именно к его модернизированной версии LA-8C-RS. Эта модель начала выпускаться с 2013г и имеет увеличенную дальность. Именно на этой модели готовится кругосветный перелёт.

ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ LA-8C-RS 

СКОРОСТИ

  • Скорость сваливания с выпущенными закрылками 30°, малый газ…… 60 KIAS
  • Скорость сваливания с убранными закрылками, малый газ………… 74 KIAS
  • Крейсерская скорость при 85% мощности на высоте 7000 Ft……… 125 KTAS
  • Максимальная скорость горизонтального полета на уровне моря….. 137 KIAS

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Максимальная скороподъемность у Земли………… 720 ft/min
  • Практический потолок…………………….. 14 800 ft
  • Длина разбега…………………………….. 1280 ft (390 m)
  • Взлетная дистанция до высоты 50 ft………….. 1805 ft (550 m)
  • Длина пробега……………………………… 820 ft (250 м)
  • Посадочная дистанция с высоты 50 ft………….. 1480 ft (450 м)
  • Максимальная дальность полета при 70% мощности двигателя на высоте 8000 ft…..1700 nm
  • Максимальная продолжительность полета на высоте 1000 ft…… 20 час

МАССА

  • Рулежная…………………………………2750 кг
  • Взлетная……………………………….. 2720 кг
  • Посадочная……………………………… 2720 кг
  • Стандартная масса пустого самолета*……….. 1830 кг
  • Максимальная полезная нагрузка…………….. 920 кг
  • Демонстрированная перегрузка 5% от MTOW

ПЛОЩАДИ И НАГРУЗКИ

  • Площадь крыла…………………………….. 22,5 м²
  • Размах крыла……………………………… 15 м
  • Удлинение крыла…………………………… 10
  • Максимальная удельная нагрузка на крыло…….. 122,2 кг/м²
  • Удельная нагрузка на мощность……………….. 5,79 кг/л.с.

ОГРАНИЧЕНИЯ СКОРОСТИ

  • (VNE) Максимально допустимая скорость. Не превышайте данную скорость ни при каких обстоятельствах…..150 KIAS
  • (VNO) Максимальная конструктивная крейсерская скорость. Превышение данной скорости допускается только в спокойном воздушном потоке и с особой осторожностью……135 KIAS
  • (VA) Скорость маневрирования. Не перемещайте органы управления до упора или резкими движениями при скорости выше указанной…………. 125* KIAS
  • (VF1) Максимальная скорость с закрылками, выпущенными до 10° включительно ……………………….125 KIAS
  • (VF) Максимальная скорость с закрылками, выпущенными более, чем на 10°………………………….100 KIAS
  • (VLE) Максимальная скорость полета с выпущенными шасси……………………………………….. 115 KIAS
  • (VLO) Максимальная скорость уборки или выпуска шасси…………………………………………. 110 KIAS
  • (VS1) Скорость сваливания с убранными закрылками и неработающими двигателями……………………. 74** KIAS
  • (VS0) Скорость сваливания с закрылками, выпущенными 30° и неработающими двигателями………………. 60** KIAS
  • (VY) Скорость набора высоты с максимальной скороподъемностью, или оптимальная скорость при полете с одним отказавшим двигателем, или оптимальная скорость планирования при отказе всех двигателей, с убранными закрылками ……………93 KIAS
  • (Vx) Скорость при наивыгоднейшем угле набора высоты …………………………………………..100 KIAS

ПЕРЕГРУЗКИ

  • Максимальная эксплуатационная перегрузка с убранными закрылками……….+3,8
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка с выпущенными закрылками …….+2,0
  • Минимальная продолжительная эксплуатационная перегрузка ……………..+0,5
  • Минимальная кратковременная эксплуатационная перегрузка, не более 10с….-1,52

ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ВОДЕ

11

  • Минимальная глубина водоема………………………………….. 1,5 м
  • Высота ветровой волны, не более………………………………. 0,6 м
  • Высота накатной волны или зыби, не более………………………. 0,4 м
  • Максимальная скорость уборки-выпуска шасси на воде……………….2 узла
  • Максимальная скорость хода с выпущенными шасси…………………. 4 узла
  • Максимальная скорость причаливания……………………………. 2 узла
  • Максимальная скорость хода в водоизмещающем режиме……………… 6 узлов
  • Объем топливных баков всего (внутренние и внешние)…………… 1420 литров
  • Максимальное количество людей на борту, включая лётный экипаж …… 8 человек
  • Размещение лётного экипажа и пассажиров допускается только на штатных сиденьях

ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

12

Длина разбега и взлётная дистанция при взлёте с земли:

  • Масса ВС……….. 2720 кг
  • Высота препятствия… 50 футов

13

ХАРАКТЕРИСТИКИ РАСХОДА ТОПЛИВА

14

Расчетные расходы топлива по этапам полета:

  • Набор высоты, ТАS 100 узлов, 2700 RPM, компрессоры включены …….. 100 л /ч
  • Крейсерский полет (1), TAS 115 узлов, 2600 RPM @ 25 in/Hg ……….. 90 л / ч
  • Крейсерский полет (2), TAS 105 узлов, 2400 RPM @ 24 in/Hg ……….. 70 л / ч
  • Крейсерский полет (1), TAS 100 узлов, 2300 RPM @ 23 in/Hg………… 60 л / ч
  • Снижение, TAS 115÷125 узлов ……………………………….. 60 л / ч
  • Данные приведены для стандартных условий , высота до 1500 футов , можно принять TAS и IAS условно равными.

МОДИФИКАЦИИ LA-8

  • LA-8C, базовый вариант с двигателями LOM PRAHA М-337С-AV-001, 235л.с. каждый
  • LA-8L, базовый вариант с двигателями LYCOMING-O-540D4A5 (260 л.с.) каждый
  • LA-8L-RS, с увеличенной дальностью и просторным салоном, двигатели LYCOMING
  • LA-8C-RS, с увеличенной дальностью и просторным салоном, двигатели LOM PRAHA (в серии не будет , только спец заказ)
  • LA-8H, гидросамолёт (без шасси), возможна установка лыж , на базе планера С
  • LA-8 T с турбовинтовыми СУ , на базе TP-100 .,на базе планера RS с модификациями

15

 

16

17

 

18

19

 

20

Прорабатывается санитарный вариант

21

22

23

КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТА

Самолет-амфибия LA-8C-RS представляет собой цельнокомпозитный высокоплан с негерметичной кабиной. В кабине могут быть размещены до 8 посадочных мест, включая пилотов. Самолет выполнен по схеме летающей лодки, нижняя часть фюзеляжа представляет собой днищевое образование с двумя поперечными реданами и плоскокилеватыми обводами.

Крыло самолета однолонжеронное, с неразъёмным лонжероном, шарнирно закреплённым на силовом шпангоуте фюзеляжа. Пояса лонжерона выполнены из углепластика, остальная конструкция — из стеклопластика. Задние стенки крыла шарнирно крепятся к фюзеляжу. На крыле размещены 4 узла для подъема самолета краном. В баках-отсеках крыла размещается весь запас топлива. На крыле размещены силовые установки и поплавки поперечной остойчивости.

Оперение крестообразное, с верхним расположением стабилизатора. Руль высоты и триммеры руля высоты имеют тканевую обшивку, от лонжерона до задней кромки. Все остальные части стабилизатора, руля высоты и руля направления изготовлены из стеклопластиков.

24

ДВИГАТЕЛЬ

  • Количество двигателей ….2
  • Производитель двигателя LOM Praha s.p., Чешская Республика
  • Модель двигателя…. M 337C-AV01
  • Тип двигателя поршневой, рядный, перевёрнутый, шестицилиндровый, воздушного охлаждения, с двухскоростным нагнетателем, с распределенным впрыском топлива, рабочий объем 6 л.

Мощность

  • взлётная 235 л.с. при 2800 мин-1 (об/мин)
  • максимальная продолжительная 210 л.с. при 2700 мин-1 (об/мин)

ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ

  • Производитель винта: MT Propeller, Gmbh, Германия
  • Модель винта MTV-12-D-C-F-R (M)/ CFRL-190/53
  • Тип винта постоянных оборотов, с гидравлическим управлением, флюгируемый, реверсивный, с нулевой тягой*
  • Количество лопастей… 3
  • Диаметр винта:…… 190 см
  • Модель регулятора P-981-35D

ШАССИ

25

Самолет оснащён трёхопорным шасси с носовой опорой. Все стойки убираются в корпус поворотом вперед, в герметичные ниши, и закрываются створками. Уборка и выпуск шасси производится гидравлической системой. Система уборки и выпуска шасси оборудована блокировкой, которая не позволяет выполнить уборку шасси при скорости менее, чем 50 узлов. Для операций с шасси на плаву, или при проверках, необходимо включить разблокировку. Для аварийного выпуска шасси спользуется ручной привод открытия замков убранного положения, рукоятка которого расположена в кабине, снизу приборной панели. После освобождения замков стойки выпускаются под собственным весом. Установка стоек на замки выпущенного положения происходит под действием набегающего потока. Положение стоек контролируется: по индикаторам на панели сигнализации шасси и визуально, по зеркалам на поплавках.

26

Закрылки

Самолет оборудован щелевыми двухсекционными закрылками. Привод закрылков — электромеханический, со следящей системой.

Топливная система

Топливная система разделяется на две идентичные подсистемы (группы) правого и левого двигателя, соединенные линиями перекрёстного питания. Топливо размещается в бак-отсеках крыла: внешнем баке, номинальной емкостью 400 литров, и внутреннем баке, номинальной емкостью 300 литров. При этом основным баком является внутренний бак. В каждом бак-отсеке, в корневых частях, выделены расходные отсеки, сообщающиеся с основными отсеками через пластинчатые клапаны. При эволюциях самолета топливо поступает в расходные отсеки, где задерживается от обратного перетекания клапанами.

Светотехническое оборудование

 

27

Система обогрева и вентиляции

Система отопления обеспечивает обогрев кабины, обдув лобовых стекол и снижение влажности внутри салона. При относительной влажности воздуха 80 % и выше следует применять обогрев лобовых стекл для предотвращения их запотевания. Циркуляция воздуха в кабине обеспечивается оттоком воздуха через отверстия в верхней части окантовки входного люка и полость киля.
Система вентиляции обеспечивает подачу наружного воздуха к каждому креслу с верхней части кабины.

КАБИНА САМОЛЕТА, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И СРЕДСТВА СИГНАЛИЗАЦИИ

28

 

29

 

30

Пилотажно-навигационное оборудование

Состав системы

В состав комплекта пилотажно-навигационного оборудования самолета LA-8С-RS входит:

  •  два пилотажных комплекса Garmin G500
  •  комплекс радионавигационный Garmin GTN-650 (дублирован)
  •  аудиопанель Garmin GMA-350
  •  ответчик Garmin GTX-328
  •  автопилот LA-8CR
  •  радиовысотомер Free Flight RA-4500
  •  Блок резервных приборов MD
  •  Метеорадар , грозоотметчик , TIS , TAWS , ADS-B in&out , ADF , DME — опционально.

Комплекс пилотажный Garmin G500

 

31

Комплекс представляет собой комплект оборудования, предназначенный заменить традиционный набор пилотажных приборов. Система отображает основные полетные данные, навигационную информацию (с бортового навигационного прибора) и интерактивную карту на сдвоенном цветном мониторе.

Комплекс радионавигационный Garmin GTN 650

32

Прибор представляет собой устройство, выполняющее функцию основного GPS приемника, навигационного прибора и основной приемно-передающей УКВ радиостанции. Навигационная информация отображается как на встроенном сенсорном экране, так и передается через интерфейсную шину ARINC 429 на пилотажные комплексы Garmin G500, где отображается на многофункциональном дисплее. Аудиосигнал с радиостанции коммутируется на бортовые гарнитурные посты аудиопанелью Garmin GMA 340.

Метеорадар

33

Аудиопанель GMA 350

34

Прибор представляет собой устройство, выполняющее функцию интеркома, коммутации основной и резервной УКВ радиостанций и приемника сигнала маркерных маяков. Прибор располагается в стойке авионики на центральной приборной панели.

Основные характеристики аудиопанели:

  • Возможность подключения стереофонических гарнитур пилота, второго пилота и четырех пассажиров
  • Возможность изоляции экипажа от пассажиров
  • Возможность изоляции пилота
  • Автоматический шумоподавитель с ручным отключением.

Ответчик GTX 328

35

Прибор представляет собой устройство,выполняющее функцию двусторонней связи с наземными станциями.

Монитор двигателей JPI EDM-960

36

Прибор представляет собой устройство, предназначенное для индикации текущих значений параметров обоих двигателей, а также информацию о токе заряда/разряда аккумуляторной батареи и напряжении бортовой сети.

Комплект резервных пилотажных приборов

37

Радиодальномер KN62

38

Прибор представляет собой устройство, определяющее расстояние до наземной станции DME.

Автопилот

Трёхосевой автопилот , с демпфером рысканья . Получает информацию от собственной AHRS, и навигацию по маршруту от GTN -650.

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ

  • Скорость kt, узлы = морские мили в час, 1 kt = 1,852 км/час ≈ 0,5 м/с
  • Высота полета ft, футы, 1 фут = 0,305 м,
  • Расстояние nm, морские мили, 1 nm = 1,852 км
  • Вертикальная скорость ft/min, футы в минуту, 100 ft/min = 0,5 м/с
  • Масса кг, килограммы, 1 фунт (lb) = 0,454 кг, 1 кг = 2,2 фунта
  • Давление атмосферное mb, миллибары, 1 mb=1 ГПа, 760 мм.Hg = 1013,2 mb
  • Давление наддува in.Hg, дюймы ртутного столба, 29,92 in.Hg = 760 мм.Hg
  • Давление топлива, масла PSI, фунт-сила на квадратный дюйм, 1 PSI = 0.07 кг/см²
  • Давление газов и жидкости кг/см², 1 кг/см² = 14,2 PSI
  • Температура °С, градусы Цельсия
  • Объем литры, 1 галлон США = 3,75 литра

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Мне удалось осуществить дальнее путешествие на LA-8 (Самара-Иркутск-Самара), а также одним днём слетать по маршруту Самара-Москва-Самара. И я хочу сказать, что La-8 очень комфортабельный самолёт. Его оснащение и характеристики вызывают восхищение.

Этот самолёт можно смело рекомендовать на дальние путешествия (более 1000 км), когда нужна продолжительная автономность и комфорт. Очень многое автоматизировано. Автопилот позволяет не хвататься за штурвал в турбулентность, а в спокойной атмосфере он вообще отдыхает, самолет сам держит курс и высоту. И, например откачка воды из под подпольного пространства — тоже очень хорошая функция. А реверс, позволяющий не только сократить дистанцию пробега, но и выполнять руление задним ходом, ещё больше расширяет возможности.

В самолёте, прям в полёте, можно вполне комфортно спать одному члену экипажа. Также высота кабины позволяет свободно передвигаться по салону. И брать с собой практически не ограниченное по объему количество багажа, лишь бы из 3 тонн максимально взлётной массы не вылезать.

Автор: Андрей Иванов — авиационный инженер, частный пилот, руководитель проекта восстановления Ил-14, директор АОПА-Россия

Читайте также:

ЛА-8 — перелёт на Байкал ч.1: 240616 подготовка

ЛА-8 — перелёт на Байкал ч.2: 250616 перелёт на Восток (Самара-Омск)

ЛА-8 — перелёт на Байкал ч.3: 26-270616 перелёт на Восток (Омск-Новосибирск-Братск-Иркутск)

0
comments powered by HyperComments